Происхождение
У предгорий снежных вершин Памира и Тянь-Шаня, среди хвойных лесов и зарослей грецкого ореха Ферганской долины, на обоих берегах реки Карадарьи раскинулся Андижан, один из самых древних городов на Земле.
Здесь 12 августа 1954 года родилась девочка, на одну половину — узбечка, а на другую – непонятно кто. Ведь национальность матери по смеси грузинской, русской, польской и даже немецкой крови, текущей в ее жилах, вычислить было совершенно невозможно.
Отец, чистокровный узбек Фархат Алимов, назвал свою новорожденную дочь красивым именем — Матлюба, что переводится с арабского языка как «желанная».
Родители
Солдат-срочник Фархат, отец будущей знаменитой актрисы Матлюбы Алимовой, познакомился с ее мамой в столице Башкирии, родном для нее городе Уфе.
Демобилизовавшись, воспитанный в старинных узбекских традициях жених привез свою невесту домой в Андижан, откуда он сам был родом. Однако вся его семья была категорически против такого выбора Фархата. Еще бы — рядом с их сыном стояла, переминаясь с ноги на ногу, не то, что не узбечка, но и даже и не мусульманка вовсе! Зачем сыну такая жена? Зачем их внукам такая мать?
Не приняв невестку и не смирившись с ее присутствием, Алимовы-старшие регулярно приводили сыну других невест. И таки добились своего. Фархат, у которого от брака кроме младшей, Матлюбы, было еще две дочери, ушел в другую семью. К такой же узбечке, как он сам, как его родители, деды и прадеды. И мудрая мама Матлюбы сама отправила его к другой жене.
Несмотря на это, Фархат очень хорошо относился к своим дочерям и продолжал о них заботиться. Поэтому биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой осталась свободна от обиды, оставив ее душу открытой для светлых воспоминаний.
Проблемы
Впрочем, это не значит, что у неё не было реальных проблем. Проблемы были, да и жизнь не была таким уж «сахаром». Конечно, вряд ли мы знаем обо всех злоключениях, что происходили с актрисой, но некоторые вещи всё-таки стали известны публично. В частности, известно о её первом неудачном браке. Как говорит актриса, её первый муж прямо-таки будто специально старался, чтобы испортить их отношения. Он ревновал, придирался – даром, что не бил. Но и без этого ситуация была относительно серьёзной. Потому детей у актрисы нет, равно как и второй раз за муж ей вовсе не хочется.
Также были серьёзные проблемы с точки зрения достатка. Многие думают, что раз в соё время актрисе был присущ успех, то и денег у неё более чем достаточно, чтобы безбедно существовать. На деле же нет. Матлюба Алимова очень долгое время существовала фактически на пороге бедности. Немалые проблемы у неё были и с жильём. В частности, она не приватизировала свою квартиру перед отъездом в Москву. В результате у неё возникли очень большие задолженности за коммунальные услуги, которые и вовсе привели к тому, что её разыскивали правоохранительные органы. Так что одна из её квартир и вовсе была арестована.
Начались проблемы и с ролями в кино. Актрисе уже хотелось бы сниматься, да вот только ролей также не предлагали. Потому Матлюба Алимова решила заняться немного необычной деятельностью – реставрацией национальных ковров. Занятие это непростое, требующее немало умения, но его, к счастью, хватает. Какое-то время Матлюба Алимова хотела заниматься этим более профессионально, даже открыть настоящий бизнес, который бы специализировался только на этом, но это всё осталось только в категории нереализованных мечтаний
(Visited 4 times, 1 visits today)
Рассвет
Матлюба стремительно расцветала, подобно узбекской розе. От сбора многих кровей, доставшихся ей от отца и особенно от матери, ее внешность была экзотической даже для Узбекистана. Стыдясь показать ей свою симпатию, ее сверстники во всю проявляли по отношению к ней знаки внимания, выраженные в грубых толчках, дерганьях за ее длинные косы и даже в опрокидываниях на землю. А почему бы, собственно, и нет? Ведь ко времени окончания школы рост будущей актрисы Матлюбы Фархатовны Алимовой составлял целых сто семьдесят три сантиметра.
Поэтому все, о чем мечтала наша героиня в те годы – это уехать поскорее от своих глупых сверстников-ухажеров из чуждого ей Андижана, да и вообще из Узбекистана в целом. Ее юная душа требовала размаха и огромных свершений – желаний, удовлетворить которые мог только кинематограф.
После окончания школы в биографии и личной жизни Матлюбы Алимовой наступает период ее рассвета – девушка уезжает в Москву, где с первой же попытки поступает на актерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, а ее мастером курса становится сам знаменитый Алексей Баталов.
Окончив с отличием институт в 1978 году, Матлюба по иронии судьбы становится актрисой киностудии «Узбекфильм».
Замужество
Еще во времена студенчества в Институте кинематографии в биографию и личную жизнь Матлюбы Алимовой ненадолго вошел Мурат Ахметов, первый и единственный муж актрисы. Он учился на соседнем режиссерском факультете. Их отношения развивались стремительно, бурно и взаимно. Очень скоро они поженились. Казалось, что их счастье будет длиться вечно.
Однако скоро оно закончилось, как только Матлюба начала активно сниматься и подолгу пропадать на съемках. Мурат был горячим и вспыльчивым восточным мужчиной. Такого постоянного мужского внимания к своей красавице-супруге он вынести не мог. Его ревность превзошла здравый смысл. Чем известнее становилась его супруга, тем жальче и ничтожнее он выглядел для самого себя. Мурат цеплялся к любой мелочи, к каждому слову и случайно брошенному взгляду, заводился и доходил до бешеного состояния, в котором мог себе позволить даже рукоприкладство.
Иметь детей Матлюба Алимова не могла, сказывался неудачно сделанный в браке аборт. Это тоже стало одной из причин для выяснения отношений со стороны мужа. В конечном итоге, устав от постоянных оправданий за вымышленные Муратом грехи, актриса подает на развод и больше никогда в своей жизни не выходит замуж, хлебнув брачной жизни сполна.
Личная жизнь
Матлюба рано вышла замуж – когда только-только начала осваивать азы любимой профессии. Главный наставник Алексей Баталов никак не прокомментировал новость о замужестве студентки-отличницы, а просто смерил взглядом. Но девушку захлестнули сильные чувства, устоять перед которыми не смогла, к Мурату Ахметову.
Матлюба Алимова в 2021 году
За 3 года брака от них ничего не осталось. И виной тому – беспричинная ревность супруга, приведшая к разводу. В дальнейшем красавица получала немало предложений руки и сердца, но на вопросы о личной жизни отвечала лаконично:
«Моего первого опыта хватило, чтобы не захотеть замуж во второй раз».
Кино
Как актриса Матлюба Алимова дебютировала в 1979 году, сразу же с заметной роли в художественном трехсерийном кинофильме «Маленькие трагедии», в котором ее партнером стал легендарный Владимир Высоцкий.
Матлюба запомнила эти съемки навсегда. Так случилось, что Владимиру Семеновичу Высоцкому было суждено сыграть в этой картине последнюю роль в своей жизни. А начинающая актриса играла свой первый сценический образ. На таком вот своеобразном маятнике и столкнулись эти две личности.
Однако играть с Высоцким у нее получилось достаточно легко. Они сразу же прочувствовали друг друга и быстро перешли на «ты». А через несколько месяцев после окончания съемок Владимира Семеновича не стало…
Начало карьеры
Началась карьера у актрисы очень быстро – и очень ярко, на зависть многим. Матлюба Алимова окончила актерский факультет ВГИКа в 1978 году – и почти сразу после этого дебютировала в кино. Причём дебютировала не просто в чём-то малоизвестном, а в телесериале «Маленькие трагедии», поставленному по произведениям Пушкина. И её роль Лауры там запоминалась очень и очень многим. Да и в первой же постановке с ней играли такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий и так далее.
Затем настоящим успехом стал сериал «Цыган», где её роль также стала по-настоящему известной. Матлюба Алимова настолько хорошо вжилась в эту роль, что люди даже начали искренне считать, что у неё есть цыганские корни. Цыгане начали с ней здороваться на улицах. Одним словом, слава была ещё та. Продолжение «Цыгана» лишь закрепило успех актрисы, позволив её вернуться к роли, которая так полюбилась большому количеству зрителей.
https://www.youtube.com/watch?v=Np0znzBf0Gc
«Цыган» и другие
В следующий раз биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой круто меняется после выхода культового для страны телефильма «Цыган», в котором молодая актриса с экзотической внешностью снялась сразу же после съемок «Маленьких трагедий». Матлюба сыграла гордую и необузданную цыганку Настю.
Эта роль принесла актрисе всесоюзную славу и признание, продлившуюся многие годы, вплоть до настоящего времени. Вся страна была уверена, что Алимова – чистокровная цыганка, подобно актеру Василию Васильеву, сыгравшему персонажа Яшки в «Неуловимых мстителях». Даже цыгане Матлюбу Алимову признали своей. Заметив ее где-нибудь на улице или на вокзале, неизменно подбегали к ней, начинали оживленно разговаривать на своем языке и очень удивлялись, увидев полное непонимание актрисы.
После триумфального «Цыгана» наступает целое десятилетие активной и плодотворной работы в кино. Фильмография Матлюбы Алимовой пополнилась такими картинами, как «В стремнине бешеной реки», «И с вами снова я…», «Василий Буслаев», » Сказка о Звездном мальчике», » Жаркое лето в Кабуле». И, наконец, зрители снова увидели легендарную цыганку Настю в продолжении знаменитой киноэпопеи — телефильме «Возвращение Будулая», вышедшем в 1985 году.
Фильмы
Дебют в кино пришелся на 1979-й. Алимовой доверили роль в пушкинских «Маленьких трагедиях», где ее партнерами значились признанные мэтры – Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий. Рассказывая о сотрудничестве с последним, Матлюба Фархатовна вспоминала:
Матлюба Алимова в фильме «Цыган»
В том же году на экраны вышел «Цыган» и принес начинающей актрисе бешеную всесоюзную популярность. В том числе признание «своей» среди кочевого народа. Чтоб не разочаровать многомиллионную советскую аудиторию, режиссер даже решился на изменение финала – Будулай, как известно, вернулся.
Впрочем, в фильмографии артистки немало работ, где она перевоплощалась не только в цыганок – в «Василии Буслаеве» она византийская императрица, в «Изобретателе фараона» – египетская царица. Снималась Матлюба активно и много до лихих 90-х.
Матлюба Алимова в фильме «Василий Буслаев»
После развала страны Алимова уехала на родину и занялась реставрацией национальной старинной вышивки. Ее пропажу с телеэкранов некоторые СМИ и зрители связывали с алкоголизмом и нищенствованием, но эта информация далека от истины.
Когда это дело перестало приносить прибыль, а квартира на окраине Ташкента оказалась арестована в виду неуплаты коммунальных услуг, женщина снова подалась в Москву. От охватившего отчаяния помог найти путь московский священник. Вскоре Матлюба решилась на принятие православия. Но даже в минуты душевного надлома ей и в голову не приходила мысль поступиться своими принципами и согласиться на роль не по душе – такова «баталовская» выправка.
Матлюба Алимова в купальнике
В нулевых она вернулась к съемкам, сыграв в «Балладах о гусарах» и «Тарасе Бульбе», посещала кинофестивали. Например, в 2003-м на «Киношоке» от нее не могли оторвать взгляд не только на официальном приеме, но и на пляже, где она была в белоснежном купальнике.
90-е
Десятилетний период активного творчества стал самым славным временем для актрисы. Матлюба буквально купалась в лучах славы, была востребована и желанна многими режиссерами страны.
Однако с приходом 90-х годов прошлого столетия биография и личная жизнь Матлюбы Алимовой снова начинает меняться. В стране складывается напряженная обстановка. Снимать стали мало, да и те немногие роли, которые иногда предлагали актрисе, ее совершенно не устраивали. Так она начинала отходить от кинематографа.
Ее последними работами тех лет стали такие картины, как притча «Они» и «Изобретатель фараона», которые вышли в 1992 году. Затем Матлюба окончательно прекращает сниматься и уезжает обратно в Узбекистан.
Ташкент
Актриса обосновалась в узбекской столице. Заработанные на съемках деньги быстро закончились. Новых ролей никто не предлагал. Ее родина была совершенно равнодушна к ее судьбе, несмотря на известность. К тому же, Узбекистан в те годы вместе с остальными союзными республиками выходил из состава СССР, и время тогда было достаточно спорное и конфликтное. Поэтому все, что так или иначе касалось Москвы, включая кино и, собственно, саму актрису Алимову, Ташкент интересовало меньше всего.
Оставшись без работы и денег, известная актриса начала заниматься реставрацией национальных ковров. Для этого ей даже не пришлось специально обучаться — национальность Матлюбы Алимовой, чей отец был чистокровным узбеком, предполагала умение обращаться с ткацким станком, в чем актриса была большой умелицей с детства.
Матлюба Алимова сейчас
Матлюба Фархатовна охотно принимает приглашения поговорить по душам с журналистами, приезжая специально для этого из Ташкента, например, с Юлией Меньшовой в «Наедине со всеми» или с Андреем Малаховым в «Сегодня вечером».
Матлюба Алимова в программе «Наедине со всеми»
Женщина также занимается дизайном, изредка соглашается на съемки в кино: к началу 2019-го последней работой значились «Мухаморы» 3-летней давности.
Забвение
Года проходили один за другим. Актриса по-прежнему реставрировала ковры и жила очень бедно – одна, без семьи и детей, в маленькой однокомнатной квартире на окраине Ташкента. Не выдержав одиночества, в 2004 году Матлюба переехала в Москву, к своей старшей сестре. Да и мама, живущая в Твери, была теперь намного ближе.
Последней ее ролью стала татарка-служанка в кинофильме «Тарас Бульба», вышедшем в 2009 году. Это был совсем небольшой образ, состоящий всего из нескольких фраз. Больше ролей ей никто не предлагал. В биографию Матлюбы Алимовой пришло самое настоящее забвение. В личной жизни также не происходило никаких перемен. Москва изменилась со времен ее молодости. Теперь актриса была ей совсем не нужна.
После того как надежды на лучшую жизнь окончательно рухнули, в 2011 году актриса снова вернулась в Ташкент, к своим коврам.