Россия, Москва
Телефон:
+7 (499) 744-10-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Михаил Жаров: Звездные роли, четыре жены и единственный счастливый брак великолепного актера

Семья и выбор профессии

По официальной версии Михаил Иванович появился на свет 15 октября 1900 года в московской семье типографского рабочего. У его родителей была нелегкая судьба. Отца в младенчестве подкинули к порогу Николаевского приюта. В пеленках была записка: «Мальчика назовите Ваней». Эту просьбу выполнили, а фамилию получил от наставницы.

Предки мамы, Анны Дроздовой, смоленские крепостные крестьяне. Совсем крохой она осталась сиротой. Помог выжить старший брат, работавший на московской железной дороге обер-кондуктором. Анюту устроил подсобницей на прачечной. Спустя годы её увидел Иван Жаров. Молодые люди поженились. В этом браке родились три дочери и наследник.

image Михаил Жаров в молодости.

Когда Михаилу исполнилось 13 лет, отец устроил его в полиграфическое производственное предприятие (учеником наборщика). Эта профессия совершенно не нравилась парню. Все свободное время предпочитал проводить в кинотеатрах. Через пару лет юноша смог расположить к себе руководство Оперного театра Зимина. Сначала трудился распорядителем. Далее Жарову позволили выходить на сцену, играл статистов.

В революцию не пустила бабушка

В 1917 году, в разгар революции, Жаров на один день забыл про театр: он пошел и записался в народную дружину, о чем и рассказал с гордостью семье. Но бабушка внука на революционные марши не пустила, сказала, что и без него там обойдутся.

В театре Зимина, куда Жаров вернулся после всех неудач, он играл поначалу лишь «кушать подано», и то даже подобные реплики ему не давали произнести перед зрителем. Роли все больше были бессловесные. Как-то Жарову пришлось играть человека, который вылезает на сцену из-за забора и от другого героя получает тяжелым предметом по голове. В первую же свою вылазку Жаров от удара потерял сознание.

Зато за кулисами Мише Жарову довелось слушать Шаляпина. Федор Иванович изображал Мефистофеля, выражение его лица передавало сложнейшую палитру эмоций: гнев, злость, ужас, отчаяние. Сцена закончена, Шаляпин-Мефистофель удаляется за кулисы. А там разгорается скандал. Оказывается, Миша Жаров, глядя на выступление знаменитого баса, пытался повторить его мимику, чем сильно мешал Шаляпину.

Все в голос ругали Жарова: почему, мол, он строил рожи великому певцу? Миша же уверял, что никаких рож он не строил, просто пытался поучиться тому, как вжиться в роль. После этой истории Шаляпин подписал начинающему актеру свое фото: «Мише Жарову, который — я верю — не строил мне рожи! Ф. Шаляпин».

image «Меня все знают». Михаил Жаров и его «путёвка в жизнь» Подробнее

Театральные подмостки

Михаил Иванович стремился стать профессиональным актером. Подавал документы в несколько театральных училищ, но нигде ему удача не сопутствовала. Только в студии при Театре Художественно-просветительного союза РОП были к нему благосклонны.

В 1920-м году окончил обучение и поступил на службу в Опытно-героический театр. Долго актер не мог найти «свой» театр, и только в конце 30-х годов влился в коллектив Малого театра. Этим подмосткам Жаров был верен до конца дней.

image Михаил Жаров в спектакле «Гроза».

Роли в постановках: «Волки и овцы» — Мурзавецкий, «Васса Железнова» — Прохор Храпов, «Гроза» — Дикой, «Джон Рид» — Панчо Вилья, «Золотое руно» — Полковник Манов, «Иванов» — Лебедев, «Сердце не камень» — Иннокентий и др.

Одна из главных ролей актера

Самой яркой и значительной работой в карьере актера Жарова стала кинолента «Близнецы» режиссера Константина Юдина. В этом комедийном проекте мужчина сыграл начальника базы Вадима Еропкина. Главная героиня находит двух близнецов. Так как у них нет родителей, женщина решает усыновить их, но Еропкин, который собирался жениться на Любе Карасевой, выступает против такого акта милосердия.

image

Однажды малыши пропадают, а их поиски приводят к тому, что находится не только их родная мать, но и выясняется, что именно Вадим Спиридонович Еропкин их отец. Эта кинолента вышла в кинопрокат в 1945 году.

Кинематограф

На съемочной площадке оказался в 1916 году, сыграл опричника в драме «Царь Иван Васильевич Грозный». Более заметными стали роли в комедии «Папиросница от Моссельпрома», картине «Дон Диего и Пелагея», драме «Его призыв».

Первый успех актеру принес его герой Фомка «Жиган» в приключенческой ленте «Путевка в жизнь» (1931 г).

image Михаил Жаров (слева) и Михаил Джагофаров в фильме «Путёвка в жизнь», 1931 год

Через пару лет сыграл главную роль в военной экранизации «Окраина».

Также нужно отметить участие в комедии «Три товарища» и исторической ленте «Возвращение Максима».

Но настоящее признание ощутил после сыгранной роли Меншикова в культовой ленте «Пётр Первый».

Михаил Жаров в фильме «Петр Первый», 1937 год

Режиссеры охотно приглашали колоритного актера в свои картины. В военное время Михаил Иванович принял участие в фильмах, которые впоследствии вошли в золотой фонт кинематографа: музыкальная лента» Актриса», комедия «Воздушный извозчик», военная экранизация «Во имя Родины», комедия «Близнецы», мелодрама «Беспокойное хозяйство».

Триумфальной стала роль Артынова в чеховской драме «Анна на шее».

Статный весельчак Жаров и красавица Алла Ларионова великолепно перевоплотились в своих героев, и несомненно украсили классическую картину.

Михаил Жаров и Алла Ларионова в фильме «Анна на шее», 1954 год

В 60-70-е годы Михаил Иванович перешел на более возрастные роли. В сказке «Каин XVIII» — военный министр, драме «Старшая сестра» — дядя Митя, экранизации «Деревенский детектив» — участковый Федор Иванович.

Жаров не только снимался в кино, но и пробовал себя в режиссуре. Очень удачными оказались работы: телевизионные ленты «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин».

В последний раз Михаил Иванович принял участие в съемках фильма-постановки «Власть тьмы» (1978 г), роль Митрича.

Михаил Жаров в фильме «И снова Анискин», 1977 год

Корчил рожи Шаляпину

Статья по теме

Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества Каждый раз, отыграв своё «кушать подано», юный Миша Жаров оставался за кулисами и завороженно досматривал спектакли. Однажды таким образом «по блату» он слушал, как Фёдор Шаляпин пел партию Мефистофеля. «Вот у кого надо учиться актёрской мимике!» — решил Жаров и начал активно повторять все ужимки Шаляпина — разевать рот, прикрывать глаза. Внезапно кто-то схватил его сзади за шкирку. Помощник режиссёра тряс кулаком перед лицом юноши и злобно шептал: «Ты зачем Фёдора Ивановича передразниваешь и рожи корчишь?!». Оказалось, что Шаляпин краем глаза видел эти «рожи». После спектакля он посмеялся над этой историей и подписал молодому актёру свою фотографию: «Для Миши Жарова, который, я верю, не корчил мне рожи». Михаил Жаров хранил это фото всю жизнь как память о встрече с Шаляпиным и как воспоминание о том, как когда-то он грезил о славе. Ведь когда имя актёра Михаила Жарова появилось на театральных и киноафишах, когда зрители начали караулить его у чёрного входа, оказалось, что Михаил Жаров вовсе не в восторге от такого всепоглощающего внимания.

Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова в фильме режиссёра Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». 1944 г. Фото: РИА Новости

Фильм «Путёвка в жизнь», в котором Михаил Жаров сыграл бандита Жигана, стал для актёра путевкой к всенародной славе. Этот образ настолько полюбился людям, что одно время они упорно ассоциировали его с самим Михаилом. Как-то, стоя в очереди в магазине, актёр не заметил, как у него шпана вытащила кошелёк, зато увидел, как беспризорного мальчишку схватил на выходе здоровый верзила, выхватил жаровский кошелёк и закричал: «Ты кого обворовываешь? Своих, что ли, не узнал?». И вернул актёру кошелёк.

Образ отрицательного героя никак не хотел отставать от Михаила Жарова и после картины «Возвращение Максима», где он сыграл конторщика Дымбу. В одном из эпизодов Дымба пел песню: «Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный, цыплёнок тоже хочет жить». После выхода на широкий экран этой ленты Михаилу Жарову нельзя было незамеченным пройти по улице. Дворовая ребятня замечала актёра издалека, бежала за ним сломя голову и орала, что есть мочи: «Цыплёнок жареный! Эй, стой, цыплёнок жареный!». Михаил Жаров старался никогда ни у кого ничего не просить, но на этот раз он настолько устал от бремени своей славы, что подал всё-таки заявку, и ему выделили личный автомобиль.

Кадр из фильма «Возвращение Максима». В роли Дымбы — Михаил Жаров, в роли Максима — Борис Чирков. 1937 г. Фото: РИА Новости

Но в некоторых ситуациях и автомобиль не был спасением. Как-то Михаил Жаров отдыхал в элитном санатории, шёл по дорожке, и вдруг видит — навстречу ему идёт… товарищ Сталин. Жаров думал было свернуть в другую сторону, но вождь помахал рукой, подошёл и сказал: «Я вас знаю!». Жаров вздохнул, улыбнулся и грустно сказал: «К сожалению, меня все знают…»

Личная жизнь

Первый раз актер женился в 19 лет на учительнице Надежде Гузовской. Через пару лет у супругов родился сын Евгений. Наследник пошел по стопам отца. Был женат на девушке Яне, подарил родителям внучку Елену.

В конце 20-х Жаров влюбился в Людмилу Полянскую. Она и стала его второй женой. Их брак был бы счастливым, но ушедшие из жизни в младенчестве два сына, отдалили супругов. Люся подолгу не могла выйти из депрессии. Жаров старался поддерживать жену, но через 14 лет пара все же рассталась.

Бурный роман У Михаила Ивановича случился с Людмилой Целиковской. Актриса была на двадцать лет младше, однако разницу в возрасте влюбленные совершенно не ощущали.

Михаил Жаров и Людмила Целиковская в фильмах: «Беспокойное хозяйство», 1946 год и «Воздушный извозчик», 1943 год

Вместе снялись в нескольких картинах. К сожалению, и этот брак продержался всего семь лет. Людмила увлеклась архитектором Каро Алабяном и бросила Жарова.

Детские годы

Жаров Михаил родился 15 октября 1899 года в столице. Его родители не имели никакого отношения к кинематографу. Отец будущего актера своих родителей не знал, так как его подкинули в Николаевский приют, где он потом и воспитывался. Известно, что отец будущего актера получил фамилию от своей наставницы. Так он стал Иваном Жаровым. Работал он в типографии.

Про маму актера известно больше. Анна Семенова Дроздова принадлежала к крепостным крестьянам, которые жили в Смоленской губернии.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ЕЖИЧКА

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! ♥ღ♥Последняя любовь Михаила Жарова♥ღ♥ Они прожили вместе в любви и согласии 30 лет. Ровно такой же была разница в возрасте.

Недавно в журнале ”Совершенно секретно” были опубликованы отрывки из дневника народного артиста СССР Михаила Ивановича Жарова, а передача “Большие родители”, которую несколько лет ведет журналист Константин Смирнов, сын известного писателя Сергея Смирнова, позволила зрителям и слушателям познакомиться с воспоминаниями актрисы Малого Академического театра Анны Михайловны Жаровой. Она дочь Михаила Жарова и Майи Гельштейн. Эти источники и воспоминания друзей Михаила Жарова дали возможность немного приподнять покров над личной жизнью поистине народного артиста бывшего Советского Союза, о которой он кроме дневника ни с кем предпочитал не делиться. В семье известных советских врачей Элиазара Марковича Гельштейна и Гинды Хаимовны Быховской росли две девочки Виктория и Майя, которых все считали близнецами. Но о том, что это не так они узнали только в возрасте 22 лет. Но это никак не изменило их отношения друг к другу. На самом деле родной дочерью была Виктория, а Майя дочерью брата Гинды Хаимовны. Родители Майи были зверски убиты при проведении коллективизации. Разъяренные крестьяне убили отца и мать Майи, но не тронули малютку. И она, как близнец родной дочери росла в семье Гельштейнов. В 1948 году обе девочки окончили школу. Виктория пошла по стопам родителей и поступила в медицинский институт, а Майя в художественное училище. Как вспоминают ее знакомые, Майя Гельштейн была очень красивой девушкой. Летом 1949 года она отдыхала вместе с родителями в одном из подмосковных санаториев. И однажды на прогулке лицом к лицу встретилась с Михаилом Жаровым. Жаров, как утверждают некоторые его друзья, в это время находился в подавленном состоянии. От него ушла Людмила Целиковская. Кстати сказать, ни Жаров, ни Целиковская никогда при жизни не говорили и ни с кем и не обсуждали причины, заставившие их расстаться.. Это подчеркивается и в недавно изданной книге о Людмиле Целиковской, которая вышла в свет в серии ЖЗЛ. Огорченный и растроенный Михаил Жаров идет по узкой санаторной дорожке и видит перед собой небольшого роста идеально сложенную девушку. Его поразили в самое сердце ее огромные серые глаза. Взаимная любовь вспыхнула с первого взгляда. По воспоминаниям сестры Виктории, которая нынче живет в США, однажды осенним вечером 1949 года раздался звонок в дверь. Она открывает дверь и не поверила своим глазам — перед ней стоял сам Михаил Жаров. Нет надобности говорить какой популярностью пользовался этот артист. Назвав ее по домашнему имени Вита он попросил провести его к Элиазару Марковичу. Жаров прошел в кабинет будущего тестя, дверь прочно закрылась и Виктория, сгорая от любопытства, желала узнать, что же происходит там. Уже потом отец рассказал ей, что Жаров, войдя в кабинет, встал на колени и попросил у Элиазара Марковича руки его дочери Майи. Уверял, что они любят друг друга и он не мыслит никакой жизни без нее. Гельштей был так удивлен, что не смог сказать ничего вразумительного.

Ведь он был примерно одного возраста с Жаровым ( Как впоследствии выяснилось, Михаил Жаров был всего лишь на год младше Элиазара Гельштейна). Мать и отец Гельштейны растерялись до такой степени, что не смогли тогда сказать ничего определенного. Затем состоялся разговор с Майей. Она также заявила, что любит Жарова и не мыслит дальнейшей жизни без него. Все разговоры о такой большой разнице в возрасте, что она у Жарова будет четвертой женой ни к чему не привели. Гельштейны поняли, будет ли их согласие или нет, Майя все равно уйдет к Жарову. Состоялась скромная свадьба, Майя переехала к Жарову. Но вскоре отношения Гельштейнов со своим первым зятем от неприятия перешли в любовь и взаимное уважение. Как показали дальнейшие события они не ошиблись в этом не только талантливом артисте, но и глубоко порядочном человеке. Особенно сблизились они, когда родилась их первая внучка-старшая дочь Михаила и Майи Жаровых. А в это время в СССР началась ожесточенная борьба с безродными космополитами. Под этим эфмеизмом, впоследствии замененным словом сионисты, подразумевались евреи. Недаром в то время родился афоризм: “Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом”. Началось с врачей. Зав. кафедрой Московского медицинского института профессору Гельштейну, известному ученому и педагогу, а в годы Великой Отечественной войны главному терапевту Ленинградского фронта, предложили очистить свою кафедру от евреев. Он скромно заявил, что в этом случае надо начать с него. И начали. Придирки и инсинуаци следовали одна за другой и в конце 1952 году под сильным давлением Элиазар Гельштейн был вынужден написать заявление об уходе. В феврале 1953 года Гольштейна и его жену арестовали. Вот тогда то и проявилось истинное лицо Михаила Жарова. Виктория перепуганная арестом родителей поехала к Жаровым и Михаил Иванович сразу же сказал ей, что их дверь для нее всегда открыта. Он предложил пожить некоторое время у них, помогал Виктории советами, поддерживал ее морально, так как в материальной помощи она не нуждалась. Незадолго до ареста ее мать Гинда Хаимовна, как бы предчувствуя неизбежное, перевела на ее счет приличную сумму денег. Майя в эти тяжелые времена была беременна второй дочерью. Беременность протекала тяжело. Жарова это очень беспокоило. Через несколько дней после ареста родителей его жены, Жарову срочно предложили собрать партбюро. Он был тогда секретарем парторганизации Малого театра. На бюро была сообщена информация об аресте Гельштейнов. Все ждали, что скажет Жаров. Он молчал. Тогда сказали, что при создавшихся обстоятельствах он не может быть секретарем. Жаров опять промолчал. Представитель райкома партии тщетно ждал, что артист начнет каяться, как это частенько бывало, что де просмотрел, потерял бдительность и т.п. Жаров молчал. Члены партбюро единогласно проголосовали за предложение вывести Жарова из партбюро и освободить его от обязанностей секретаря. Жаров молча покинул комнату заседания. Об этом стало широко известно в театре. Как большинство российских театров и Малый был по меткому выражению неизвестного автора террариумом единомышленников. Многие коллеги Михаила Ивановича перестали с ним здороваться, новых ролей ему не давали. Дома его частенько стал посещать один из коллег, клялся в вечной дружбе и все пытался выведать, как Жаров относится к событиям. Но хозяин дома сворачивал разговор на другие темы. Домашним же Михаил Иванович объяснил, что этот лезущий в друзья никто иной, как секретный агент КГБ. Хулиганы изводили Жарова ругательными звонками. Как вспоминает сестра Майи — Виктория, третьего апреля 1953 года Михаил Иванович позвонил ей и сказал, что у Майи начались схватки. Виктория помчаласьк ним и вместе с Жаровым они отвезли сестру в родильный дом. Как известно, в СССР присуствие мужа при родах категорически было запрещено. Не помогли и гигантская популярность Михаила Жарова. Ему с Викторией пришлось вернуться домой и Михаил Иванович, каждые 15 минут звонил в родильный дом. Наконец он вбежал в комнату с радостным известием, что Майя благополучно разрешилась от бремени девочкой. На радостях распили бутылку шампанского и уговорили Михаила Ивановича идти поспать. Вскоре снова зазвонил телефон. Трубку сняла домработница Жаровых и радостно закричала на весь дом — Михаил Иванович, возьмите телефон. Сонный Жаров взял трубку, бормоча что он сейчас выдаст этим хулиганам. Но услышав голос Гельштейнов бросил Виктории— жди гостей— и кинулся одеваться. Раздался звонок, Виктория открыла дверь и увидела своих изнеможденных родителей. Радости не было конца. Наутро Жаров позвонил одному из своих близких приятелей и попросил его пойти вместе с ним в театр сразу же. Тот возразил, что зачем в такую рань. Жаров ответил, что увидит. Там они вдвоем стали у лифта и Михаил Иванович попросил приятеля разговаривать с ним на любые темы. Утром радио передало, что так называемое дело врачей лопнуло, все они признаны невиновными и освобождены. К лифту подходили один за другим многие из коллег Жарова, которые еще вчера делали вид, что не знакомы с ним. Они протягивали ему руку пытаясь поздравить, но Михаил Иванович, продолжая разговор с приятелем, упорно не замечал протянутых рук и не отвечал на приветствия. Это было большим чем публичная пощечина. Лишь для немногих, которые не отвернулись от него в тяжелые минуты, Жаров делал исключение радостно здоровался и с удовольствием принимал их поздравления. Закончилось тяжелое для Гельштейнов и Жаровых время. Мало сказать, что они дружили домами. Даже на отдыхе они были вместе. Их дачи в пригороде Москвы Валентиновке находились рядом. Сестра Майи Виктория вышла замуж за своего однокурсника Ефима Килинского. Гельштейнам еще посчастливилось увидеть их сына и своего внука Владимира. Частенько их навещали Жаровы, приводя с собой прелестных Анютку и Лизочку, плоды их любви. Все праздники, дни рождения они проводили вместе. Два месяца в застенках Лубянки окончательно подорвали здоровье Элиазара Гельштейна и в 1955 он скончался. Через 10 лет умерла Гинда Хаимовна.. Михаилу Ивановичу выпала тяжелая обязанность хоронить родителей своей любимой жены. Похоронены они на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Есенина. Шло время , подрастали дети. Подошло и семидесятипятилетие Михаила Жарова, которое с необычайным торжеством отмечали в Малом театре, том самом театре которому Михаил Жаров отдал большую половину своей жизни. Открыла торжества министр культуры Екатерина Фурцева. Вскоре ему было присвоено звание Героя Социалистического труда, несмотря на упорное сопротивление руководства Малого театра. Михаил Жаров продолжал играть, сниматься в кино. А в фильме “Анискин и Фантомас”, был не только исполнителем главной роли, но и одним из постановщиков. В начале семидесятых семья Килинских, не видя перспектив дальнейшей жизни в СССР решили эмигрировать в Америку. Виктория не стала скрывать это от своей сестры, но Майя попросила не говорить пока ничего Михаилу Ивановичу. Он плохо себя чувствовал и она не хотела волновать его. Но через некоторое время после их отъезда Михаил Иванович спросил у Майи, что-то давненько не видел Килинских и Майе пришлось рассказать правду. Вначале он расстроился, а затем сказал, что они правильно сделали. Старшая дочь Жаровых Анна пошла по пути своего отца. Она окончила театральный институт и была принята в Малый театр. В передаче Константина Смирнова, о которой речь шла выше она с гордостью и радостью вспоминала, что свои первые шаги на театральном поприще ей пришлось делать еще в то время, когда в театре играл ее отец. Еще при жизни Михаила Ивановича она снялась в двух фильмах: “Анискин и Фантомас” и “Чудо с косичками”. У младшей дочери Жаровых Елизаветы более сильными оказались гены матери и она стала художницей. В начале восьмидесятых Михаил Иванович стал частенько болеть и 15 декабря 1981 года скончался. А через пять лет вдове Михаила Жарова Майе одной из первых разрешили навестить свою сестру в Бостоне. Встреча сестер после разлуки оказалась и радостной, и печальной. Еще из писем они знали, что после смерти Михаила Ивановича Майя утратила всякий интерес к жизни. Как вспоминает Виктория, вместо прежней искрометной, веселой Майи перед ними предстала старая, располневшая, совершенно седая женщина. Только ее глаза остались такими же прекрасными, как в юности. Прошло еще пять лет и Килинские узнают, что Майя тяжело заболела. У нее обнаружили рак кишечника. Килинские сразу же помчались в Москву. Был уже 1991 год, разваливался Советский Союз и бывшим гражданам разрешали уже посещать страну. Майю они застали в тяжелом состоянии. Она уже не вставала с постели, говорить могла очень тихо и медленно и больше всего о скорой встрече с Михаилом Ивановичем. Она умерла, пережив своего любимого мужа на десять лет. Похоронена рядом с ним на Новодевичьем кладбище. Документальный фильм «Михаил Жаров. Счастья баловень безродный…» https://club.berkovich-zametki.com/

Ссылка на основную публикацию
Похожее