Россия, Москва
Телефон:
+7 (499) 744-10-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Николай Бурляев: биография, личная жизнь, фильмография и интересные факты

Биография Николая Бурляева

Николай Бурляев – известный российский актер, начинавший творческий путь в 12 лет с фильмов Тарковского и Кончаловского. В его послужном списке немало картин, о которых иные актеры не смели бы и мечтать, ведь для Бурляева всегда был важен качественный уровень фильмов, в которых он снимался. Поэтому сейчас, когда качество современного кино оставляет желать лучшего, он ратует за возрождение былых традиций и духовно-нравственных ценностей, без которых русский народ рискует утратить свою самобытность.

image

image
image
image
image

Детство и юношеские годы

Николай Бурляев в детстве (кадр из фильма «Иваново детство»)

Когда Коля родился, семья проживала в коммунальной квартире дома № 13 по Леонтьевскому переулку. Позже выяснится, что в этом особняке провел свои последние годы Николай Мартынов, убийца Михаила Лермонтова. Много лет спустя, когда Бурляев приступил к съемкам фильма о легендарном русском поэте, на старинных фотографиях он с изумлением узнал дом, в котором провел первые пять лет своей жизни.

Второй дом, в который семейство Бурляевых переехало в 1951 году, был не менее знаковым. Он находился на улице Горького, в пяти минутах ходьбы от Красной площади, а по соседству проживали Бондарчуки, Ливановы и другие известные творческие династии. Но в то время Коля еще не помышлял об актерской профессии, хотя его старший брат Борис снимался в кино с четвертого класса и играл в самодеятельном театре. Да и сам Николай пробовался в фильм «Графские развалины», но роль не получил.

Но, как говорится, от судьбы не уйдешь, и в 1959 году прямо на улице к Бурляеву подошел незнакомый парень с предложением сыграть у него в фильме. Это был старшекурсник ВГИКа Андрей Кончаловский, он снимал дипломную работу «Мальчик и голубь» и никак не мог найти подходящего парнишку на главную роль. Дебют в кино прошел успешно, несмотря на заикание юного актера и полное отсутствие какого-либо опыта. Картина получила приз на Венецианском фестивале, а фотографии Бурляева появились в картотеке «Мосфильма».

«Мальчик и голубь». Первая роль Николая Бурляева На съемках Николай познакомился с актером Владимиром Шуруповым, игравшим в театре имени Моссовета. Он и порекомендовал талантливого подростка главному режиссеру Завадскому, когда тому понадобился юный актер для спектакля «Ленинградский проспект». За четыре года Бурляеву посчастливилось поработать с Николаем Мордвиновым, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом, Любовью Орловой и другими признанными мастерами отечественной сцены. Этот опыт стал прочным фундаментом для его дальнейшей творческой деятельности, без которой юноша уже не мыслил будущего.

Чем больше трачу – тем богаче

– Самое главное, наверное, что первые ваши единомышленники – это члены вашей семьи. Супруга Инга Олеговна – актриса, заместитель генерального директора Международного кинофорума «Золотой Витязь», старший сын Иван – арт-директор, композитор фестиваля, Илия и Даша – члены и руководители жюри детского конкурса. Хватает ли вам времени на обычное семейное времяпровождение?

– А это и есть обычное. Единственная из основоположников «Золотого Витязя» сотрудница, оставшаяся от первого кинофорума с 1992 года по сей день, моя жена Инга Шатова, ведет все дела в домашней штаб-квартире, являясь моим главным «имиджмейкером», «дизайнером» и советником. На домашний телефон постоянно идут деловые звонки и сообщения. Кроме того, Инга ведет все церемонии открытия-закрытия – она же актриса, причем очень талантливая, но не реализовавшаяся в кино, зато реализовавшаяся как мать. У нас двое прекрасных детей. А это – самое главное!

Дети рядом, они учатся ориентироваться в том, что их окружает, что такое хорошо, что такое плохо. Был даже случай, когда они обратили мое внимание на фильм, который, по их мнению, не соответствовал духу фестиваля.

– Все ваши пятеро детей исключительно интересны, талантливы. Расскажите о них немного.

– Старший сын Иван – композитор, написал музыку к «9‑й роте», «Грозовым воротам», «Мы из будущего», «Десантура». Дочка Маша – актриса, хотя я не думал, что моя дочь должна была стать актрисой, не поддерживал ее стремления учиться в театральном институте. Думал, что «на детях природа должна отдохнуть». Потом понял, что ошибался… Сын Георгий учится на юриста. Он сознательно выбрал эту специальность. Хотя сначала пробовал поступить на актерский, я даже пытался ему помогать. Младшие – Илия и Даша учатся в школе. Есть внуки от Ивана – Анастасия и Никита.

Они действительно все очень хорошие – разные и одаренные. Иван удивил тем, каким стал композитором. В машине поставил диск, я послушал, спросил: «Это Рахманинов?».

Работа с Тарковским

В 1961 году произошла судьбоносная встреча Бурляева с Андреем Тарковским. Режиссер собирался снимать картину «Иваново детство» и искал молодого актера на главную роль. Андрей Кончаловский порекомендовал ему обратить внимание на Николая, и юношу пригласили на пробы.

Коля Бурляев в фильме «Иваново детство»

С первой встречи стало ясно, что Бурляев идеально подходит на роль Ивана – мальчишки, потерявшего во время войны родителей и ставшего разведчиком в тылу врага. Несмотря на скромный опыт, Николай мастерски справился с поставленной задачей и сумел полностью реализовать все задумки режиссера.

Кадр из фильма «Иваново детство»

Картина была о Венецианского фестиваля и другими престижными наградами и вошла в десятку лучших фильмов о Второй мировой войне. Такие именитые режиссеры как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский отмечали, что эта лента произвела на них неизгладимое впечатление и серьезно повлияла на дальнейшее творчество. Следующей совместной работой Бурляева и Тарковсого стал «Андрей Рублев» (1966), где для Николая изначально планировалась роль Фомы, ученика художника. Но, прочитав сценарий, Бурляев не увидел себя в образе этого героя, а вот Бориска Моторин, которому по сюжету поручают отлить огромный колокол, сразу пришелся ему по душе.

Николай Бурляев в роли Бориски Моторина

Тарковский категорически не хотел менять актерский состав, и Николаю пришлось прибегнуть к хитрости. Он обратился к общему другу Савве Ямщикову, и тот предложил Андрею поспорить на ящик коньяка, что он все же возьмет на эту роль Бурляева, и этот шаг будет удачным. Были устроены пробы, в ходе которых стало ясно, что Бориску должен сыграть именно Николай и никто другой лучше не справится с этой ролью.

Николай Бурляев и Андрей Тарковский на съемках «Андрея Рублева»

Так и случилось – последняя новелла «Колокол» стала апофеозом всего фильма и в полной мере раскрыла уникальный драматический талант Бурляева. Съемки дались актеру нелегко – параллельно Николай снимался в картине Юлия Файта «Мальчик и девочка» и вынужден был постоянно мотаться с одной площадки на другую. Режиссер был очень недоволен, что его актер отвлекается на другой материал, считал это своего рода предательством. Но успех картины сгладил все острые углы, хотя больше Бурляев у Тарковского не снимался.

20-летний мальчишка «переходит дорогу» секс-символу

Именно так и было. Предметом, то есть, персоной раздора стала популярная актриса Наталия Варлей. После ошеломляющего успеха кинокомедии «Кавказская пленница», Наташей стали бредить многие мужчины. Актеры, художники, инженеры, рабочие… в общем, выбор у нее был большой. Писаные красавцы, и не очень писаные, предлагали руку и сердце, дежурили возле дома пытаясь поймать хотя бы взгляд любимой девушки.

На удочку ее обаяния и энергично блестящих глаз попался и секс-символ всего советского пространства Леонид Филатов. Тогда он учился еще в «Щуке». Что только не делал бедный студент, чтобы покорить задорную красавицу! Писал ей стихи (кстати, очень даже приличные), караулил часами у дома, сжавшись в подъезде от холода. Ждал после занятий. Но, все напрасно. Варлей была неприступна. Она уже влюбилась. Кто же был этим счастливчиком?

Избранником оказался худенький и «не очень писаный красавец» Николай Бурляев. К тому времени, он уже снялся в нескольких фильмах. Первая роль в картине «Мальчик и голуби» (1961) режиссера Андрона Кончаловского. Настоящая популярность к парню пришла после премьеры картины «Иваново детство» (1962) режиссера Андрея Тарковского.

Куда уж тут Филатову его обойти! Кстати, Николая и Наташу познакомил общий друг, страстно в нее влюбленный. И тут же пострадал от собственной «щедрости»: у молодых людей начались романтические встречи. Николай не растерялся и вскоре позвал девушку в плен, то бишь, замуж. Она пошла, но пробыла там совсем недолго. Причина оказалась банальной. Ни юная жена, ни молодой муж (ей – 19, а ему – 20) не были готовы к браку. Да и любить-то толком не научились. Вот уж действительно: «Поспешишь – людей насмешишь»

.

Студенчество

Николай Бурляев в молодости

Поступить не составило большого труда – юный актер был хорошо известен работами у Тарковского и был зачислен сразу на второй курс к Катину-Ярцеву. Николаю невероятно повезло – Юрий Васильевич считался лучшим педагогом в «Щуке» и воспитал целую плеяду легендарных артистов. Среди его выпускников были Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Константин Райкин, Наталья Варлей и многие другие.

Во время учебы Никита поставил спектакль «12 разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и потом еще долго не сходил со сцен столичных театров. Бурляев сыграл в нем Генри Форда, одного из двенадцати присяжных, который в одиночку меняет ход всего судебного заседания.

Молодой Николай Бурляев в польском фильме «Легенда»

А вот в знаменитых фильмах Михалкова Николаю сыграть не довелось. Лишь один раз Никита предложил приятелю крошечный эпизод в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», чем сильно обидел Бурляева, привыкшего к серьезным характерным ролям. {cite#…И мы не общались 15 лет, пока я не увидел его документальный фильм-исповедь «Анна: от 6 до 18». Этот фильм меня потряс и открыл Никиту Сергеевича с новой, незнакомой мне стороны} А таких в его творческой карьере становилось все меньше – Тарковский задал слишком высокую планку, и Бурляеву было очень сложно соглашаться на роли, по его мнению, не несущие глубокого нравственного посыла.

«Взрослые» роли

Огромной удачей для актера стала работа в лирической драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Прочитав сценарий, Николай сразу понял, что роль бывшего фронтовика Саши Нетужилина словно создана для него, о чем на следующий день и заявил режиссеру. Петр Ефимович был только «за», единственное, что его смущало – как Бурляев будет смотреться в одном кадре с Чуриковой. Но пробы прошли идеально, и Николай сыграл одну из своих лучших ролей, которую и сам очень любит.

Николай Бурляев в фильме «Военно-полевой роман»

Впоследствии он отмечал, что Тодоровского ставит в один ряд с Тарковским, поскольку тот переломал сложившийся стереотип о Бурляеве-актере.

На съемках фильма «Военно-полевой роман»

Стоит отметить его участие в еще одной военной драме – «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Николаю досталась небольшая роль молодого полицая, но сам фильм и мастерство режиссера произвели на него сильное впечатление. Еще одной яркой работой Бурляева стала роль Бориса в мелодраме «Мама вышла замуж», где его партнерами стали Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть экранизацию бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Юрия Кары (1994), в которой Бурляев мастерски перевоплотился в самого Иешуа.

В «Мастере и Маргарите» Николай Бурляев сыграл Иешуа

Актер не сразу согласился на эту роль, хотя пробы прошел идеально. Его останавливал даже не мистический ореол, сопровождавший это произведение и попытки его экранизаций, а степень ответственности за исполнение роли Христа, которую дерзнул примерить на себя простой смертный. Как верующий человек, Бурляев считал это большим грехом, но после года раздумий, все же принял участие в съемках. Перед началом работы актер получил благословение от архиепископа Греческой православной миссии в Иерусалиме.

Режиссер

Бурляев не только хороший актер, но и талантливый сценарист и режиссер. В ранней юности он зачитывался произведениями Лермонтова и восхищался мужеством и патриотизмом классика. Идея снять о поэте фильм принадлежала изначально режиссеру Сергею Соловьеву, но чиновники из Госкино не выделили на картину необходимые средства. Бурляев обратился за помощью к своему тестю Сергею Бондарчуку, и тому удалось «пропихнуть» картину.

Николай Бурляев на съемках «Лермонтова»

Николай к тому времени уже окончил режиссерский факультет ВГИКа (дипломная работа – «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина) и мечтал поскорее приступить к созданию собственных фильмов. Он планировал лично сыграть Лермонтова и тщательно готовился к этой роли, осваивая навыки джигитовки и фехтования на саблях.

Кадр из фильма «Лермонтов»

В 1986 состоялась долгожданная премьера в Доме Кино, а через несколько дней картина подверглась резкой критике на Пятом съезде кинематографистов. Бурляева обвинили в «националистическом экстремизме» и кумовстве из-за того, что он задействовал в картине свою жену Наталью Бондарчук, сына Ивана, тестя Сергея Бондарчука и тещу Инну Макарову. Досталось и самому Бондарчуку, которого обвинили в присвоении государственных денег и использовании их в личных целях. Из-за этого у Сергея Федоровича случился сердечный приступ, который сильно подорвал здоровье режиссера.

После этого съезда Бурляев попал в опалу и был негласно внесен в «черный список» неугодных актеров, которых не рекомендовалось снимать. А затем наступили 90-е, и работы совсем не стало, поэтому актеру пришлось всерьез задуматься, чем кормить семью. В 1992 году ему пришла идея создать и возглавить международный фестиваль православного кино. Деньги на благое дело нашлись, кинофорум назвали «Золотой витязь», а его девизом стали высокие слова «За нравственные идеалы! За возвышение душ человека!».

С 1992 году Бурляев возглавляет кинофорум «Золотой витязь»

В 2001 году Бурляев стал художественным руководителем киностудии «Отечество», а в 2010 – членом Патриаршего совета по культуре. Актер также является одним из учредителей Фонда Православной культуры имени Павла Флоренского и президентом Фонда культуры казаков России.

Интересный факт

Что еще можно рассказать об актере и режиссере Николае Бурляеве? Этот человек не только не скрывает, но даже и подчеркивает свое резко негативное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Более того, он открыто называет себя гомофобом. Тягу к представителям своего пола Бурляев называет патологией, «блудом».

Также Николай Петрович настаивает на том, что любую пропаганду однополых отношений по телевидению необходимо запретить. Актер и режиссер утверждает, что «экран стал слишком голубым». Он открыто призывает к тому, чтобы ограничить права гомосексуалистов.

Личная жизнь Николая Бурляева

Первой женой Николая стала «красавица, комсомолка и спортсменка» Наталья Варлей, с которой он учился на одном курсе в Щукинском училище. Это был незрелый студенческий брак, который «сам по себе» распался спустя три года. Наташа ушла к Борису Галкину, а Николай утешился в объятиях Ирины Печерниковой.

Натальи Варлей и Бондарчук – первая и вторая жены Бурляева

Второй супругой Бурляева стала Наталья Бондарчук, старшая дочь знаменитого режиссера от брака с Инной Макаровой. Наташа жила в соседнем доме и была на четыре года младше Николая. Они часто пересекались в общих компаниях с Кончаловским и Тарковским, в которого Наталья была страстно влюблена.

Тарковский отвечал Бондарчук взаимностью, снял ее в своем знаменитом «Солярисе», но уйти ради нее из семьи так и не решился. Наташа тяжело переживала их разрыв и даже пыталась расстаться с жизнью. Все это время рядом с ней находился пламенно влюбленный в неё Николай. Он и помог девушке справиться с личной драмой. Наталья оценила его благородство и вышла за Бурляева замуж, таким образом окончательно разорвав все отношения с Тарковским.

Наталья Бондарчук и Николай Бурляев

У пары родились сын Иван (1976) и дочь Маша (1987), оба продолжили творческую династию и тоже нашли себя в искусстве. Иван стал знаменитым композитором, пишет великолепную музыку для фильмов. Мария окончила эстрадный факультет ГИТИСа, снимается в кино и играет в театре имени Маяковского.

Старшие дети Николая Бурляева: Мария и Иван

К сожалению, брак Николая и Натальи тоже распался, но бывшим супругам удалось сохранить теплые уважительные отношения. А главной женщиной своей жизни актер считает третью супругу, актрису Ингу Шатову, с которой он живет в законном браке с начала 90-х. В 1992 году Инга, как и многие молодые актеры, осталась не у дел и пришла работать на фестиваль «Золотой витязь». Там ее и заприметил Бурляев, большой ценитель женской красоты. Он не стал долго ходить вокруг да около и сразу же предложил девушке стать его женой.

Николай Бурляев, Инга Шатова их дети

Инга родила Николаю сына Илью (1994) и дочь Дашу (1997) и уже много лет является бессменным директором его фестиваля.

У Николая Петровича есть еще один сын Георгий, рожденный в гражданском браке. Он стал юристом, живет с матерью в Минске.

«Андрей Рублев»

Обучение в Щукинском училище молодой человек успешно совмещал с работой на съемочной площадке. Продолжала пополняться его фильмография. Из биографии Николая Бурляева следует, что еще одна яркая роль досталась ему в 1966 году. Тарковский, которому понравилось работать с начинающим актером, пригласил его в свой новый фильм «Андрей Рублев».

Картина повествует о событиях, происходящих в начале 15-го века. Русь страдает от междоусобных войн, набегов татар. В эту трагическую эпоху появляется великий художник Андрей Рублев. Бурляеву в этом фильме досталась роль Бориски, одного из ключевых персонажей. Его герой – сын мастера-литейщика, который вынужден вместо погибшего отца отливать колокол.

Картина не прошла цензуру, поэтому ей не суждено было сразу попасть на экраны. Долгие пять лет фильм провалялся на полке. Затем лента была откорректирована и выпущена под названием «Страсти по Андрею».

Николай Бурляев сейчас

Быть, а не казаться

– Почему при такой творческой востребованности вы решили стать общественным деятелем?

– Потому что я – по сути своей не актер, предпочитаю быть, а не казаться. Хотя тайны актерского мастерства мне известны.

– Сейчас страстно занимаетесь фестивалем «Золотой Витязь», который в этом году прошел 20-й раз. Что же заставило вас создать «Золотой Витязь»?

– Маленький штрих: после того как наш кинофорум приходит в какой-то регион, и мы там за 10 дней показываем 250 фильмов, привозим около 200 участников, по итогам я получаю письма из администрации области и справку из УВД: они фиксируют в период фестиваля резкое снижение преступности, самоубийств и других социальных пороков. Поэтому «Золотой Витязь» для меня – главное дело жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожее