Биография Ольги Осторумовой
Ольга Остроумова – яркая, узнаваемая, талантливая, поистине народная артистка России, актриса театра Моссовета. Ее фильмография насчитывает более шестидесяти фильмов, в которых Остроумова сыграла разных по значимости, но всегда запоминающихся характерных персонажей. Дебютная кинороль (Рита Черкасова) в культовой картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» прославила тогдашнюю студентку ГИТИСа на весь Советский Союз. За роль Мани Поливановой в картинах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР.
Актриса Ольга Остроумова
Детство: Бугуруслан-Алексеевка
Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой девочку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека.
Семья Ольги Остроумовой — родители, сестры и брат
Способствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого страха перед погостом, девочка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли.
Ольга Остроумова в детстве
Когда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном бараке.
Волевой характер девочки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась.
Ольга Остроумова в молодости
Детство и юность
Ольга Михайловна Остроумова появилась на свет в Оренбургской области, в городке Бугуруслан, в сентябре 1947 года. Она росла в большой дружной семье, где, кроме нее, было еще трое детей: сестры Раиса, Людмила и брат Георгий. Папа Ольги был учителем физики, мама — домохозяйкой.
В маленьком доме Остроумовых, расположенном неподалеку от церкви, была теплая атмосфера. Здесь всегда царили любовь и согласие.
Ольга Остроумова говорит, что желание стать артисткой пришло в юном возрасте, в 10 лет, после того как она вместе с мамой и сестрами попала на спектакль, в котором играла подруга матери.
В душе девочки навсегда осталось то чувство невероятного праздника и необычайного волнения, которое она испытала тогда. Поэтому не ради славы и всенародной известности, а ради повторения этого праздника девушка решила связать свою взрослую жизнь с актерским ремеслом.
По окончании школы в 1966 году Ольга Остроумова отправилась в Москву, решив поступать в ГИТИС. Мама испекла дочери пирожков и благословила в трудный путь. Он оказался и вправду сложным.
Девушка впервые уехала в чужой огромный город, где не было родных. Она даже не знала, где находится вуз, и добралась до ГИТИСа лишь под вечер, едва успев на прослушивание. Поступление не было легким и стоило немалых переживаний. Но Остроумова поступила с первого раза. Она училась в мастерской Варвары Алексеевны Вронской.
Юность: Москва – ГИТИС
Предварительный тур для девушки стал первым горьким разочарованием – она срезалась. Забившись где-то под лестницу, Остроумова разрыдалась так отчаянно, что какой-то парнишка решил ее утешить. И нашел гениальный выход на тот момент, посоветовав идти на первый тур, мол, кто там тебя запомнил на предварительном просмотре. Ольга послушалась, собралась с духом и…поступила!
Ольга Остроумова поступила в ГИТИС
Уже позже она узнала, почему ее не сразу зачислили на первый курс ГИТИСа. Высокий голос! И тут же, со свойственной девушке решимостью, она снова прислушалась к чьему-то совету: «А ты начни курить – голос сам ниже станет». Несмотря на волевой характер, студентка-первокурсница страшно робела перед «авторитетными мнениями» одногруппников. Даже когда в двадцать лет Остроумова сыграла первую роль в кино, робость никуда не делась, желание спрятаться за чьи-то спины от судьбоносного лидерства присутствует в ней, по словам актрисы, и сегодня.
Развод с Остроумовой и третий брак Левитина
Михаил Захарович не хотел расставания с супругой. Прожив с ней более двух десятков лет под одной крышей, он по-прежнему клялся в вечной любви. Сохранились трогательные фото, на которых запечатлена семейная идиллия.
Однако подруги из артистической среды решили вызволить Ольгу Михайловну из «цепких лап изменщика». Начали наперебой рассказывать о любовных похождениях благоверного. А что? Дети уже выросли, сохранять семью ради них не имеет смысла.
Пережив развод, любвеобильный Левитин недолго оставался один. Режиссер женился на молоденькой экономистке Марии Кондрашовой. Как ни удивительно, знакомство пары тоже состояло в театре. Именно туда студентка Маша попала на производственную практику в качестве бухгалтера.
Исследование показало: парикмахеры передают вирус, наклоняясь над клиентом
Учеными названо новое эффективное против коронавируса SARS-CoV-2 растение
Настя Каменских сделала прическу в стиле Коко Шанель
По признанию Михаила, молоденькая жена должна была раз и навсегда избавить его желания смотреть на других женщин. Устал уже этот энергичный мужчина от любовных приключений.
Карьера: студенчество-кино-театр
Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.
Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника»
Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие».
Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.
Ольга Остроумова исполнила роль Жени Комельковой
Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.
Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»
Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.
В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».
Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.
Ольга Остроумова в фильме «АдмиралЪ»
Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно о, где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).
Биография
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу.
В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын:
- Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка;
- Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре;
- Георгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала.
Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета.
В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.
Ольга Остроумова и Михаил Левитин с детьми
Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе «Фиалка» на вечере, в котором оба участвовали.
В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет.
Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца. Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе.
Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антракт затянулся», – пошутила она.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
Они расписались в 1996 году в больнице, хотя
прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж».
Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов.
Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран.
Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса».
По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Георгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель; дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
третий муж (с 1996) — Валентин Гафт (род. 1935), актёр. Народный артист РСФСР (1984).
Личная жизнь Ольги Остроумовой
В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.
Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьми
Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.
Ольга Остроумова с детьми
Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт
Театр
В 1970 году, окончив ГИТИС, Ольга Остроумова была принята в столичный ТЮЗ, режиссером которого работал Павел Хомский.
После ухода руководителя и наставника молодая актриса перешла в Театр на Малой Бронной. Как утверждает Остроумова, сюда ее переманил Андрей Мартынов, бывший сокурсник по ГИТИСу.
Особенно тепло артистка вспоминает работу в театре того периода, когда ей посчастливилось трудиться под руководством Анатолия Эфроса. Тогда в театре собрался звездный актерский состав: Олег Даль, Алексей Петренко, Ольга Яковлева.
После ухода Эфроса в 1984 году Остроумова тоже покинула Театр на Малой Бронной. Она ушла в Театр миниатюр, где тогда был режиссером Михаил Левитин.
Ольга Михайловна заменила ушедшую в декрет Любовь Полищук в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан». Позже на этой сцене артистка репетировала булгаковскую Маргариту. К сожалению, сыграть эту героиню так и не удалось, потому что режиссер заболел, но любовь к Михаилу Булгакову осталась на всю жизнь.
Потом был период службы в Театре имени Моссовета. Приглашение на работу в этот театр принесло Остроумовой не только новые роли, но и скандалы. Далеко не все артисты были рады видеть «чужую» актрису, приглашенную со стороны.
Но Ольга Михайловна сумела достойно пройти период интриг и не опуститься до ответных действий.
Вскоре театралы имели удовольствие увидеть Остроумову в главной роли постановки «Мадам Бовари». За эту работу она в 1994 году была награждена премией имени Станиславского.
Любимыми ролями Ольги Остроумовой, сыгранными в этот период, были Елена Тальберг в постановке «Белая гвардия» и Филисьянта в «Учителе танцев». Позже она сыграла Раневскую в «Вишневом саде» и Клавдию Тарасовну в «Серебряном веке».
Театральные работы:
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Аманда Вингфилд;
Московский ТЮЗ
- «Мещане» М. Горького — Елена;
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули;
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина;
Театр на Малой Бронной
«Варвары» Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия;
- «Враги» М. Горького — Татьяна;
- «Веранда в лесу» — Лида;
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира;
- «Лето и дым» — Роза;
- «Лунин, или смерть Жака» — Она;
Театр «Эрмитаж»
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»;
Театр им. Моссовета
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова;
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана;
- «Завтрак с неизвестными» — Маша;
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева;
- «У врат царства» — Элина Карено;
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари;
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская;
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна;
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна;
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг;
- «Не будите мадам» — Роза;
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна;
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка;
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина.
Продюсерский центр Империал
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова);
Арт-Партнёр XXI
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк).
Ольга Остроумова сейчас
Отметив семидесятилетний юбилей в 2021 году, актриса все так же служит в театре, но главной своей заботой считает семью: мужа, детей, внуков. Что касается съемок в кино, актриса призналась в одном из интервью, что терзается мыслями о том, что исчерпала свой талант, отпущенный Богом. Но, как и в юности, сомнения эти развеяло мнение более старшей, 88-летней подруги: «Оля, если бы тебе сейчас хорошего режиссера и хорошую роль, куда бы делись все твои терзания!»
Озвучивание
Год | Название | Роль | |
1983 | мф | Малиновка и медведь | Малиновка |
1984 | мф | КОАПП | Мартышка |
1984 | мф | Хочу луну | Принцесса |
1984 | ф | Танцор диско | Рита Оберой (роль Ким) |
1987 | ф | Фотография с женщиной и диким кабаном | Юдита (роль Мирдзы Мартинсоне) |
1990 | ф | Моя собачья жизнь | Берит (роль Инг-Мари Карлссон) |
1990 | ф | Жажда мести | Арти / Джиоти (роль Рекхи) |
1993 | ф | Ас из асов | Габи (роль Мари-Франс Пизье) |
2003 | мф | Щелкунчик | мама Маши и Николки |
2008 | док | Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй | голос за кадром |
2013 | ф | Легенда 17 | мать Валерия Харламова (роль Алехандры Грепи) |