Многим зрителям хорошо известно творчество Всеволода Санаева. Этот советский актер знаменит не только киноролями, но и театральными работами. Героев, которых он играл, публика всегда любила. Именно работа спасала его от жизненных проблем и давала смысл жизни. Проблем у актера было немало, но зритель в зале этого никогда не видел.
Трудные детские годы
Город Тула, где родился будущий актер Санаев Всеволод в 1912 году, был провинциальным. но довольно крупным промышленным центром, расположенным близко от Москвы. Многодетная семья состояла из двенадцати детей, поэтому всегда жила небогато.
Учиться будущий актер не слишком любил, поэтому отец принял решение отправить его работать на фабрику. На предприятии, куда определили ребенка, делали гармони. Изучив мастерство, парень стал подмастерьем у отца. Несмотря на то что в целом работа ему нравилась, делать всю жизнь инструменты он не желал. Душа рвалась в театр, тот мир, куда мама водила его в детстве.
Тула недалеко от столицы, поэтому гастроли московских театров проходили здесь очень часто. Парень с удовольствием ходил на представления знаменитых коллективов. Особенно полюбился мальчику спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Всеволод был в восторге от игры актеров и атмосферы, царившей в зале. Он мечтал стать артистом, чтобы быть причастным к миру искусства.
Осуществить желаемое помогло появление в городе любительского театра. Чтобы попасть в кружок, пареньку пришлось приложить немало усилий. С первого раза у него это не получилось, но упорство и стремление играть помогло добиться желаемого.
Карьера в театре
На сцену артист Санаев впервые вышел в 1930 году. Сначала это был дублирующий состав труппы, но талант заметили, очень скоро молодое дарование пригласили в Москву. Чтобы играть в государственном академическом театре драмы имени Максима Горького, необходимо было получить соответствующее образование. Несмотря на недовольство родителей, парень поступил в театральный техникум и уехал в Москву.
Когда обучение было с успехом окончено, Всеволод решил повысить свое мастерство под руководством Николая Плотникова в родном техникуме. Как любому студенту тех времен, ему не хватало денег, поэтому будущий актер, чтобы прокормить себя, подрабатывал по вечерам.
Далее, желание освоить профессию привело Санаева в институт театрального искусства. Учился он на курсе Михаила Тарханова. Талантливый режиссер давал своим ученикам очень много, но и требовал немало.
Работать в московском театре Всеволод Санаев начал в трудном 1943 году. Роли, которые он играл в Академическом театре имени Моссовета, не смогли в полной мере удовлетворить творческие амбиции артиста, и через три года он перешел в театр киноактера.
Когда вначале пятидесятых поступило предложение перейти во МХАТ, Санаев отказался, так как роли, которые предлагались, не устраивали его в профессиональном, а главное, в финансовом плане. Деньги были нужны на лечение тяжелобольной жены.
LiveInternetLiveInternet
Народный артист СССР (1969) Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967, за роль Ермолая Воеводина в фильме «Ваш сын и брат») Дипломант Всеболгарского фестиваля в Варне (1972, за фильм «Украденный поезд») Лауреат Всесоюзного XVII кинофестиваля в Киеве в номинации «Призы за лучшие актерские работы« за 1984 год (фильм «Белые росы») Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Всеволод Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле. Детские годы Всеволода прошли на рабочей окраине Тулы, рядом с оружейным заводом. Многодетная семья Санаевых была очень дружной, но в школе Всеволод учился неважно и часто стоял за дверью класса за всякие проделки, получая позже от матери крепкие подзатыльники. Из—за плохой успеваемости отец Всеволода Василий Санаев послал сына работать, и мальчик стал работником гармонной фабрики. Он быстро освоил профессию половинщика, и к 16 годам у него самого было два ученика. В обязанности Санаева входило собрать гармонь и настроить инструмент. В то же время начали проявляться и актерские способности Всеволода. Когда по праздникам к Санаевым приходили гости, Всеволод, чтобы развеселить гостей, легко пародировал любого из присутствующих. Когда в Тулу с гастролями приехал МХАТ, Санаев увидел спектакль «Дядя Ваня» Чехова, который произвел на него глубокое впечатление. Чтобы попробовать себя в качестве актера, он вместе со своим знакомым, рабочим Гурием Карнеевым, пришел на репетицию местного любительского театра в клуб «Серп и молот», где на Санаева снова произвело впечатление умение директора гармонной фабрики Синявина мастерски перевоплощаться. Заинтересовавшись профессией актера, Санаев стал часто посещать клубные репетиции, а когда в Туле открылась театральная студия, попытался туда поступить, но получил отказ из—за недостаточной образованности. Однако Всеволод продолжил попытки попасть в студию и попросил: «Буду делать все, что нужно, только возьмите!» Благодаря такой настойчивости его все же взяли в студию. Днем он трудился на гармонной фабрике, а вечером шел в театр, где был рабочим сцены, шумовиком, осветителем и даже сыграл две небольшие роли. Но чтобы играть в настоящих спектаклях, надо было учиться, и наставником Санаева стал актер тульского театра Кудашев, который помог Санаеву подготовиться к экзаменам в Москве на театральный рабфак. Для родителей желание Всеволода пойти в актеры было неожиданностью, и они решили, что он просто не хочет работать. «Умрешь, пропадешь под каким—нибудь московским забором», — говорили они. Чтобы сын быстрее вернулся, мать и отец спрятали его зимнее пальто и не дали денег на дорогу. Но Санаев не вернулся. Два года он проучился на рабфаке, после чего еще год — в театральном техникуме, на курсе Николая Плотникова. Жил в общежитии на Собачьей площадке, по ночам подрабатывал на вокзале, разгружая вагоны, и вскоре стал студентом ГИТИСа. Одним из первых спектаклей, увиденных в Москве, был мхатовский «У врат царства» с участием Качалова. Санаев был потрясен, и позже рассказывал: «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они». В ГИТИСе молодому актеру повезло. Кроме Плотникова актерское мастерство студентам на курсе также преподавал Михаил Тарханов, о котором Санаев позже рассказывал: «Он для нас был школой жизненной правды в искусстве. Знал много секретов актерского мастерства, учил студентов, как обращаться со своим телом и окружающими предметами, как произносить слова на сцене таким образом, что, даже если говорить шепотом, тебя услышат и поймут на галерке». Иногда Всеволод провожал Тарханова домой, и педагог щедро делился со студентом мыслями об искусстве. Когда Санаев оканчивал ГИТИС, МХАТ объявил конкурс для молодых актеров, на котором Всеволод прочел комиссии отрывок из повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов Станиславский и Немирович—Данченко выбрали троих выпускников ГИТИСа, среди которых оказался Санаев. Таким образом, он попал в театр, о котором мечтал. Сразу молодых актеров в штат не брали — они считались «кандидатами» и входили лишь во вспомогательные составы труппы, а из—за большого количества известных актеров пробиться новичку в подобном коллективе было непросто. Тем не менее Санаев вскоре перешел в основной состав. В МХАТе была традиция: на первом этаже одевались и гримировались «старики» — «золотой фонд» театра, а молодежи отводился четвертый этаж. Санаевский «спуск к славе» был стремительным: сыграв роль Пикалова в «Любови Яровой» и Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб», он в течение года спустился с четвертого этажа на первый. Вскоре на гастролях театра в Киеве он познакомился со студенткой филологического факультета Лидой. Труппа МХАТа выступала в Киеве всего месяц, но этого времени Санаеву хватило, чтобы уговорить девушку выйти за него замуж и уехать в Москву. В дальнейшем вместе они прожили всю жизнь. Одновременно с началом работы в театре Санаев начал сниматься в кино, фильм «Любимая девушка» режиссера Ивана Пырьева стал одним из первых. Санаев рассказывал, что работать с Пырьевым было непросто. Однажды в павильоне долго выставлялся свет, молодые актеры, сидевшие за декорациями, рассказывали друг другу анекдоты и их смех не понравился режиссеру. Пырьев вскочил со своего кресла, закричал и погнался за актерами, размахивая палкой. Догнав их, Пырьев сказал, глядя на Санаева: «Ты еще сниматься будешь, а ты — никогда!» Больше своего коллегу Санаев на «Мосфильме» не видел. Помимо «Девушки с характером» Всеволод тогда снялся в «Волге—Волге» и «Сердцах четырех». Но начало успешной творческой карьеры Санаева прервала война. И он, простившись с женой и родившимся к тому времени сыном, отправился на сборный пункт, но призывникам было приказано явиться в свои военкоматы и ждать дальнейших указаний. В это же время началась работа над агитационными киносборниками для фронта, и Санаев уехал со съемочной группой в Борисоглебск, в авиационную школу имени Чкалова. Но когда закончились съемки, вернуться в Москву ему не удалось — немецкие войска были на подступах к столице, въезд в город был закрыт. МХАТ был эвакуирован, и жена Санаева уехала в Алма—Ату, но Всеволод об этом не знал. Ему предложили поработать в Борисоглебском театре имени Чернышевского, который дважды в день показывал спектакли для солдат. Актеры театра играли на вокзалах для тех, кто отправлялся на войну, и в госпиталях для раненых, а также на передовой. Санаев считал, что его место — в бою, но после каждого выступления актеров обступали бойцы, благодарили за выступление и обещали драться с врагом насмерть. Однажды играли для снайперов, которые пришли со своих постов в белых маскировочных халатах, и один из бойцов подарил актерам небольшой букет подснежников. Для артистов это была очень дорогая награда. Тем временем в Алма—Ате в переполненном беженцами холодном спортивном зале заболел корью и дифтеритом первенец Санаевых Алеша. У двухлетнего малыша была высокая температура, он задыхался и утешал плачущую мать: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь». Но мальчик умер, и, похоронив сына, Лида Санаева через несколько месяцев чудом нашла мужа. Вскоре во время войны у них родилась дочь, которую они назвали Елена. Девочка была совсем слабой, с тонкими ручками и ножками. Всеволод очень любил свою дочь, когда приходил домой, всегда приносил маленькой Лене сахар, но она росла очень болезненным ребенком, и Санаев в шутку называл дочку «подгнилком». Позже Елена Санаева рассказывала: «Наверное, поэтому родители воспитывали меня с удвоенной строгостью и любовью. То есть если я падала, мама могла мне еще за это и поддать. А на вопрос «почему?» обычно отвечала: «Проклятие воодушевляет, а благословение расслабляет!» После войны семья Санаевых вернулась в Москву и стала жить в Банковском переулке, в коммунальной квартире, в комнате площадью девять метров. Всеволод много работал, чтобы поменять ее на большую квартиру, но все семейные накопления исчезли из—за денежных реформ. Однажды на коммунальной кухне Лида Санаева неосторожно рассказала анекдот, и появившиеся после доноса сотрудники НКВД стали расспрашивать соседей о молодой женщине. Лидия тяжело это переживала и на несколько месяцев с диагнозом «мания преследования» попала в психиатрическую лечебницу. Всеволод Санаев, который очень хотел оградить свою семью от подобных ситуаций, в середине 1950—х годов купил отдельную квартиру в кооперативном доме, но сам к тому времени пережил обширный инфаркт во время съемок в картине «Алмазы». В этой квартире Всеволод Санаев и его жена Лида прожили до конца дней. О послевоенной карьере Всеволода Санаева рассказывала его дочь Елена: «Без ролей отец не сидел, но и выдвинуться не удавалось, а сниматься в кино тогда почти не получалось — из театра очень неохотно отпускали. Однажды, возвращаясь домой после спектакля вместе с директором МХАТа Аллой Константиновной Тарасовой, Всеволод Санаев сказал ей, что решил уйти из театра в кино. Помолчав немного, она ответила: «Наверное, Вы поступаете правильно, Севочка. Пока живы ОНИ (она имела в виду корифеев МХАТа), они вам играть не дадут». Отец не пожалел о своем выборе. Об уходе из театра он говорил: «Оставить МХАТ, друзей, сцену — дело, конечно, нелегкое. Но манило кино, и думалось, что в кинематографе удастся сделать больше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». А тут как раз подоспело очень хорошее предложение от Михаила Калатозова — роль директора совхоза в первом целинном фильме. Калатозов собрал замечательных молодых актеров: Олега Ефремова, Изольду Извицкую, Нину Дорошину, Татьяну Доронину. Роль прозвучала, о Санаеве заговорили. К этому времени отец снялся у Пырьева, Герасимова, Пудовкина. С последним они подружились. «Вы прирожденный комедийный актер», — не раз говорил он. Действительно, немного жаль, что Всеволоду Санаеву почти не довелось сыграть комедийные роли. Он совершенно изумительно шутил, рассказывал анекдоты: сам никогда не смеялся, только бесенята в уголках глаз поигрывали, а смешил ужасно». Санаеву также довелось сыграть у Сергея Юткевича в фильме «Рассказы о Ленине» и у Лео Арнштама в картине «Пять дней, пять ночей», о спасении советскими солдатами Дрезденской галереи. Из МХАТа он перешел в Театр киноактера. При постановке в этом театре спектакля «Софья Ковалевская» в нем был задействован Санаев, и у режиссера Самсона Самсонова появилась идея снять «Оптимистическую трагедию» с участием Бориса Андреева, Вячеслава Тихонова, Эраста Гарина и братьев Стриженовых. Санаеву Самсонов доверил сыграть роль Сиплого. Фильм в результате ждал большой успех. Мальчишки, увидев Санаева, повторяли фразу его героя: «По два раза сифилисом болели». На Каннском кинофестивале картина получила премию за лучшее воплощение революционной эпопеи. У советских актеров всегда была проблема с одеждой на случай торжественных церемоний, и Всеволод Васильевич с трудом разыскал модный костюм, чтобы выглядеть достойно во время вручения награды. Елена Санаева рассказывала: «Отец мне часто говорил: «Мы, Санаевы, — народ талантливый, ты только верь в себя, а случай придет, будь к нему готова!» Я эти слова запомнила на всю жизнь. А ведь, по сути, роли, которые сделали Санаева Санаевым, пришли довольно поздно и, несомненно, благодаря его верности профессии, терпению, мужеству, основательности, присущей мастерам своего дела». В 1963 году Вилен Азаров пригласил Санаева сыграть главную роль в фильме «Это случилось в милиции». Поначалу режиссер считал, что роль Сухаря должен играть другой актер, но подходящей кандидатуры не было, и стали пробовать Санаева. Его утвердили, но он ответил: «Да вы не расстраивайтесь. Я так устал после «Оптимистической», что сейчас возьму бюллетень, а вы пока ищите замену». Но руководство настаивало на начале съемок, и работа началась. Майор милиции Сазонов получился у Санаева совсем не таким, как его задумывал автор. Актер создал свой образ героя — внешне неприметного, сдержанного и скромного. В 1960—е годы Всеволод Санаев стал народным артистом РСФСР, а затем и СССР, и критики заговорили о нем, как о серьезном художнике. Об этом периоде творчества отца рассказывала Елена Санаева: «Однажды ему позвонил молодой режиссер и попросил сняться в своей первой работе. Это был Василий Шукшин, а фильм назывался «Живет такой парень». «А сценарий чей?» — поинтересовался отец. — «Тоже мой». «Сам снимает, сам сценарий пишет…» — доверия это не вызывало, и Санаев вежливо отказался. «Жаль, — сказал молодой режиссер. — Буду ждать другого раза». Потом отец увидел блестящий дебют Шукшина, сам разыскал его на студии и сказал: «Вась, замечательная картина! И я жалею, что отказался сниматься у тебя. Если будет что—то, даже эпизод — с радостью пойду!» Так Всеволод Санаев стал актером Шукшина и снялся в трех его фильмах: «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки—лавочки». За картину «Ваш сын и брат» они получили Государственную премию братьев Васильевых. Роль Ермолая Воеводина была у Санаева любимейшей. Шукшин собирался снять фильм про Степана Разина. Засел за сценарий. Встретив Санаева, сказал: «Васильич, поработаем. Пишу для вас хорошую роль». Смерть Шукшина — не просто режиссера, а друга и единомышленника — стала для отца огромной потерей. Большего горя со смерти сына Алеши он не испытывал». Сыграв полковника Зорина в картине режиссеров Бобровского и Ладынина, Санаев стал заслуженным работником МВД. Его приглашали на все торжества, в порядочность, надежность и профессионализм его героя верили люди. Елена Санаева рассказывала: «А ведь отец никогда себя не хвалил, я от него ни разу не слышала, как от многих других представителей нашей профессии: «Ну я дал! Ну сыграл!» Бывало, спросишь его: «Пап, ну как ты?» — «Ничего, Лель. Нормально». Всеволод Санаев пятнадцать лет был секретарем Союза кинематографистов и отвечал за бытовую секцию. В его ведении находилась выдача путевок, направлений в больницы, похороны и получение квартир. Елена Санаева рассказывала: «Телефонные звонки донимали его с 8 утра, какой—нибудь истерический голос вопил: «Вы дали путевку актрисе N, а вместо нее поехала сестра!» На что он спокойно отвечал: «А вы что хотите, чтобы я стоял на вокзале и проверял, кто едет по путевке?» Отец никогда никому не отказывал в помощи и сам при этом никогда не жаловался: «У меня все хорошо. Мне всего хватает». Жена все время ворчала: «Ну правильно, одни секретари едут в Лондон, Париж, а тобой все дыры затыкают». А он и не рвался туда. Другое дело — рыбалка. Леонид Дербенев, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов были желанными товарищами в этом занятии. Как говорил ему Николай Афанасьевич: «Старичок, я теперь, когда мне роль предлагают, спрашиваю: рыбалка есть? Есть — я ваш, а нет — отказываюсь». Когда разваливался СССР, многие выкидывали партбилеты. Отец не выкинул: «Мне стыдиться нечего. Я наверху не был. А на своем месте кому мог — помогал. В последние годы жизни отца часто узнавали на улице, подходили к нему, пожимали руки или просто улыбались с неизменными словами: «Как мы Вас любим, как мы Вам верим! Вы только живите, живите подольше». А он потом говорил мне: «Лель, конечно, мы стреляные гильзы, но все же приятно, что люди так относятся». И улыбался в усы». Критики на протяжении всей творческой карьеры Всеволода Васильевича отмечали отсутствие фальши и достоверность его игры. В свою очередь, зрителям особенно запомнилась работы Санаева последнего периода его жизни — в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Ширли—Мырли» и особенно в картине «Белые росы», в которой он создал неподражаемый актерский дуэт вместе с Борисом Новиковым. Елена Санаева рассказывала: «У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, — якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то, что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек—якорь — надежный, золотой человек». Всеволод Санаев скончался 27 января 1996 года от рака легких и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его дочь, Елена Санаева, стала актрисой и вышла замуж за актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Внук Всеволода Санаева, Павел Санаев, стал сценаристом и кинорежиссёром. Леонид Филатов подготовил о Всеволоде Санаеве передачу из цикла «Чтобы помнили». Текст подготовил Андрей Гончаров Использованные материалы: Материалы сайта www.peoples.ru Материалы сайта www.rusakters.ru Воспоминания Елены Санаевой Фильмография: 1938 «Волга—Волга», роль: бородатый лесоруб / безбородый «симфонический» музыкант 1938 «Если завтра война», роль: грамотный боец 1939 «Девушка с характером», роль: Сурков, лейтенант милиции 1940 «Любимая девушка», главная роль: Василий Добряков, токарь—многостаночник 1941 «Первопечатник Иван Фёдоров», роль: Пётр Тимофеев, помощник Ивана Фёдорова 1941 «Сердца четырех», роль: красноармеец Еремеев 1941 «Первая Конная», роль: Кулик, начальник артиллерии армии 1944 «Иван Никулин — русский матрос», роль: Алёха Лушников, Алексей Митрофанович, машинист 1946 «В горах Югославии», роль: Алексей Губанов 1947 «Алмазы», роль: геолог Сергей Нестеров 1948 «Молодая гвардия», роль: коммунист—подпольщик 1948 «Страницы жизни», роль: радиодиктор 1949 «Падение Берлина», роль: оратор 1949 «У них есть Родина», роль: Всеволод Сорокин, майор 1950 «Жуковский», эпизод 1951 «Сельский врач», роль: Николай Петрович Коротков 1951 «В степи» (короткометражный), роль: Тужиков, секретарь райкома 1951 «Тарас Шевченко», эпизод 1951 «Пржевальский», роль: протоиерей 1951 «Незабываемый 1919—й», роль: Борис Викторович Савенков 1953 «Возвращение Василия Бортникова», роль: Кантауров, директор МТС 1953 «Вихри враждебные», эпизод 1953 «Беззаконие» (короткометражный), роль: Ермолай, дворник 1954 «Верные друзья», роль: строитель на приеме у Неходы 1955 «Пути и судьбы», эпизод 1955 «Первый эшелон», роль: Алексей Егорович Донцов, директор совхоза 1956 «Разные судьбы», роль: Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК 1956 «Полюшко—поле», роль: директор МТС Николай Холин 1957 «Рассказы о Ленине», роль: Николай Александрович Емельянов, рабочий из Разлива 1957 «Шторм» 1957 «Ласточка», роль: Мельгунов, полковник 1957 «Страницы былого», роль: Скворцов, агент полиции 1958 «Очередной рейс», эпизод 1958 «На дорогах войны», роль: Иван Фёдорович Уваров, сержант, парторг 1959 «Неоплаченный долг», роль: Алексей Окунчиков 1959 «Песнь о Кольцове», роль: отец Кольцова 1959 «Тоже люди» (короткометражный), роль: пожилой солдат 1959 «В степной тиши», роль: Фёдор Ветров 1959 «Баллада о солдате», эпизод 1960 «Трижды воскресший», роль: Иван Александрович Стародуб, начальник строительства ГЭС 1960 «Первой свидание», эпизод 1960 «Пять дней, пять ночей» | Five Days, Five Nights (СССР, ГДР), роль: старшина Ефим Козлов 1961 «В пути» (короткометражный), роль: старик, дядя Оли 1961 «Взрослые дети», роль: Василий Васильевич, друг семьи 1963 «Оптимистическая трагедия», главная роль: Сиплый 1963 «Это случилось в милиции», главная роль: майор милиции Сазонов Николай Васильевич 1963 «Встреча на переправе» (короткометражный), роль: председатель колхоза 1964 «Большая руда», роль: Мацуев 1964 «Зелёный огонек», роль: пенсионер 1964 «Жаворонок», роль: немецкий офицер 1965 «Первый день свободы» | First Day of Freedom, The | Pierwszy dzien wolnosci (Польша) 1965 «Ваш сын и брат», главная роль: Ермолай Воеводин, отец четверых сыновей 1965 «Перекличка», роль: Варенцов 1966 «В западне», роль: Ковач 1967 «За нами Москва», роль: генерал Панфилов 1967 «Ни дня без приключений», роль: Данилюк 1967 «Скуки ради», главная роль: Гомозов 1968 «Стреляные гильзы» (короткометражный), главная роль: отец 1968, 1970, 1971 «Освобождение», роль: подполковник Лукин 1969 «Главный свидетель», роль: Дюдя 1969 «Странные люди» (киноальманах), главная роль: Матвей Рязанцев, новелла «Думы» 1969 «Я его невеста», роль: Митрохин 1970 «Возвращение «Святого Луки», главная роль: Зорин Иван Сергеевич, полковник 1970 «Кремлевские куранты», роль: рабочий 1970 «Украденный поезд» | Откраднатият влак (Болгария, СССР), роль: генерал Иван Васильевич 1971 «Нюркина жизнь», главная роль: Борис Гаврилович, сосед Нюры по квартире 1972 «Ни дня без приключений», роль: дед Данилюк 1972 «Печки—лавочки», роль: Степанов Сергей Фёдорович, профессор—языковед из Москвы 1973 «Здесь наш дом», роль: Плужин Александр Евгеньевич, директор , главная роль: Иван Сергеевич Зорин, полковник 1975 «Там, за горизонтом», роль: Викентий Кириллович 1976 «… И другие официальные лица», роль: Олег Максимович Астахов 1976 «Время — московское», главная роль: Назар Лукич Григоренко 1976 «Ну, публика!» (телеспектакль) 1978 «Версия полковника Зорина», главная роль: Иван Сергеевич Зорин, полковник милиции 1978 «Любовь моя, печаль моя» (СССР, Турция), роль: отец Фархада 1978 «Близкая даль», роль: Андрей Захарович Погодин 1979 «Профессия — киноактёр» (документальный), роль: камео 1979 «Месяц длинных дней» (телеспектакль) 1980 «Тегеран—43», роль: Инкепер, хозяин кабачка 1980 «Незваный друг», роль: Владимир Абдуллаевич Шлепянов 1981 «От зимы до зимы», роль: Андрей Трофимович, министр 1981 «С вечера до полудня», главная роль: писатель Андрей Константинович Жарков 1982 «Надежда и опора», роль: Кирилл Львович Ротов 1982 «Частная жизнь», эпизод 1983 «Белые росы», главная роль: Федос Ходас, Фёдор Филимонович, почетный ветеран труда, фронтовик трёх войн 1983 «Тайна «Чёрных дроздов», роль: Джордж Фортескью 1984 «Мёртвые души», роль: Иван Григорьевич, председатель палаты 1986 «Первый парень», роль: директор совхоза 1986 «В распутицу», роль: Строгов 1987 «Апелляция», роль: Миронов Иван Степанович, председатель совхоза 1987 «Забытая мелодия для флейты», роль: Ярослав Степанович 1993 «Трагедия века», роль: Лукин 1995 «Ширли—Мырли», роль: меломан 25 февраля 1912 года – 27 января 1996 года
Любовь к кинематографу
Поначалу большого количество ролей в театре у начинающего актера не было, и Всеволод Васильевич иногда принимал участие в киносъемках.
Первым фильмом, в котором он участвовал, была лента «Частная жизнь Петра Виноградова». Его снял Александр Мачерет. В картине талантливый актер сыграл роль красноармейца в небольшом эпизоде.
Это небольшая работа стала началом большого пути в киноискусстве. Несмотря на то что большой славы она не принесла, успех был совсем близко. За ней последовали более значимые работы:
- В 1938 году Санаев снялся в культовом фильме того времени «Волга, Волга». Режиссер Александров доверил молодому актеру две небольшие, но заметные роли. После этого фильма количество предложений сниматься возросло в несколько раз.
- В 1940 году в киноленте «Любимая девушка», режиссером которой был Иван Пырьев, актер сыграл главную роль, ставшую первой работой такого уровня в его жизни. Его герой обычный токарь, который переживает любовную драму. Сюжет картины прост и заключается в том, что у героя произошла нелепая ссора с любимой девушкой, возникли подозрения в ее измене, и они расстались, после долгих перипетий, стараниями друзей и родственников, наконец, произошло логичное примирение и воссоединение семьи.
Фильмография картин, в которых снялся Санаев, обширна. В списке его работ около 90 различных ролей. Одной из самых известных российскому зрителю является роль в фильме «Белые росы». Он был снят в 1983 году.
Его герой обычный сельский житель Федор Филимонович Ходас или Федос, как называет его сосед и друг. Он прощается со своим домом и всем, что составляло смысл жизни, так как бесперспективную деревню поглощает город. Жить в многоэтажном доме не хочется, и человек страдает. Все что он хочет успеть в оставшейся жизни — это устроить судьбу сыновей, а там и помирать можно, считает он. Режиссер Добролюбов снял культовый фильм, который актуален до сих пор, и в этом ему помогал звездный ансамбль актеров.
Фильмы
Окончив институт, Всеволод Санаев устроился актером в Московский Художественный театр. Несмотря на популярность искусства в те времена, работы было немного, а конкуренция высока, поэтому начинающий актер обратил взор в сторону только развивающегося кинематографа.
В 1938 году на советские телеэкраны вышла музыкальная комедия с участием Всеволода «Волга, Волга». Актер дебютировал в кино сразу в двух небольших ролях: молодой человек сыграл музыканта и лесоруба. Зато уже через два года Санаева ждала первая большая и серьезная роль рабочего Добрякова в художественном фильме «Любимая девушка».
Всего на счету актера 89 сыгранных ролей в советских и российских кинофильмах, 2 роли в телевизионных спектаклях и один озвученный мультфильм.
Трудная личная жизнь
О своей семье артист говорить не любил. Только спустя много лет, когда его внук написал книгу «Похороните меня за плинтусом», ставшую бестселлером, тайна была раскрыта. В повести описаны с биографической точностью сам Всеволод Санаев, биография, личная жизнь и жена.
Внук Павел Владимирович Санаев не только писатель, но и очень разносторонняя творческая личность. Он имеет актерское и режиссерское образование. Эта была его первая и успешная работа в литературе. Знаменитый дед, безусловно, гордился им.
Сейчас известно, что жена Всеволода Санаева, Лидия Санаева. Познакомился с ней известный артист перед войной, когда находился на гастролях в Киеве вместе с труппой МХАТа.
Лидия Антоновна, в то время Гончаренко, училась там на филолога. Всеволод сразу влюбился, и девушка ответила взаимностью. Несмотря на желание молодых людей поженится, родители невесты были против. Однако, когда пришла пора возвращаться в Москву, Лидия последовала за ним. Любовь и молодость преодолели все преграды, и, несмотря на утверждения родных, что это должно быстро закончиться, они прожили вместе более пятидесяти лет.
Она стала хорошей женой и прекрасной матерью для дочери, но отношения в семье часто были напряженными. Причиной тому постоянные депрессии, которые бывали у женщины. В свое время после неудачно рассказанного анекдота ее вызывали в соответствующие органы, и впечатлительная Лидия решила, что за ней установили слежку. После одного такого срыва она лежала в психиатрическом отделении столичной больницы.
Усугубила положение еще одна трагедия. В начале войны, когда Всеволод Васильевич был на гастролях, жена с маленьким сыном эвакуировалась в Казахстан, где малыш заболел и умер от дифтерии. Эта стало ударом для семьи, и только когда в 1943 году родилась дочка, все немного успокоилось.
Елена, как любой ребенок, часто болела. Но мать боялась потерять второго ребенка, поэтому опекала ее как могла. Страх преследовал женщину всю оставшуюся жизнь. Несмотря на любовь к жене, Санаев порой не хотел возвращаться домой. Там приходилось контролировать себя больше чем на сцене. Каждое неловко сказанное слово вызывало истерику или ссору.
Не менее сложными были отношения с дочерью. С первым мужем, Владимиром Конузиным девушку буквально развела властная мать, так как считала, что простой инженер ей не пара. Всеволод Васильевич предпочел не вмешиваться в конфликт. В результате, несмотря на рождение сына Павла, будущая актриса с ним рассталась.
Вторым избранником актрисы Елены Санаевой стал знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. Он вырвал девушку из душного маминого мира, но взять с собой сына бабушка не позволила, оставив его при себе заложником. Хотя Павел с благодарностью вспоминает минуты общения с отчимом. Жизнь у бабушки стала для него адом.
ПАВЕЛ САНАЕВ ОЧЕНЬ ДОЛГО ИСКАЛ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ. С СУПРУГОЙ АЛЕНОЙ
С четырех до одиннадцати лет Павел Санаев жил у бабушки с дедушкой, родителей Елены. Сам он считал свое детство не совсем счастливым. И даже написал об этом повесть. Хотя потом признался, что именно в процессе ее создания пришел к прощению своей бабушки. Книга «Похороните меня за плинтусом» стала настоящей сенсацией. И не только потому, что многое в ней автобиографично. Это еще и очень яркая, талантливая работа.
Свой литературный дар Павел открыл благодаря Ролану Быкову. Как-то Ролан Антонович нашел на столе у пасынка тетрадку со школьным сочинением на тему «Один день нашей Родины». Труд, полный пафосных слов и эпитетов вроде «передовая мощь», «в едином порыве», «все усилия сплочены», настолько ужаснул Быкова, что он устроил Павлу испытание — написать эссе про черепашку для ракушек. «Я должен выяснить для себя — либо ты идиот, либо жертва образовательной системы». Чтобы завоевать его авторитет, Павел, пятнадцатилетним, написал и этюд про сувенирную черепашку из ракушек, и вслед за этим зарисовку про портрет Мейерхольда, висящий дома на стене. «Не идиот», — постановил Быков. А сам Павел уже почувствовал вкус к литературе и не мог остановиться… Окончив школу, он поступил на сценарный факультет ВГИКа. После его окончания на свет и появилась ставшая откровением книга, которая позже была переведена на пять языков. Кроме этого сегодня на счету Павла Санаева роман-дилогия «Хроники Раздолбая», а также сценарии к шести картинам. Помимо этого Павел работает и как режиссер, сняв в общей сложности пять картин.
Свою избранницу Санаев искал очень долго, даже советовался со священником: не слишком ли он активен. Может быть, из-за этого вторая половинка ускользает? Тот сказал: «Если вы активный человек и не можете сидеть сложа руки, ищите, если вам так легче. Но более правильный путь — просто делать себя лучше, и в какой-то миг вы усовершенствуетесь именно для этой встречи». «Все так и произошло, — говорит Павел. — Искал бы я или не искал — встреча все равно произошла ровно тогда, когда было нужно. Я закончил съемки „На игре“, пришел через неделю с товарищем в кафе и увидел Алену…». Поначалу Павел оценил ее внешние данные (Алена — профессиональная модель). А уже через пару встреч понял, насколько эта девушка чиста, отзывчива и абсолютно не испорчена, что в наши дни большая редкость. В 2012 году у супругов родилась дочь Вероника. Но они уверяют, что не собираются останавливаться на достигнутом.
Смерть знаменитого актера
Работа спасала Всеволода Васильевича от неустроенности личной жизни. Его неуемная энергия позволяла работать практически до конца своих дней. Но время летело неумолимо.
В 75 лет у него был тяжелый инфаркт, после которого оправится было трудно. Но любовь к больной жене и нежелание оставлять ее одну без поддержки заставили актера бороться за жизнь и победить. Только когда Лидия Антоновна умерла, силы иссякли, и актер скончался через десять месяцев после ее ухода. По документам причиной смерти Санаева стал рак легкого, но, скорее всего, он устал от жизни. Похоронили актера вместе с супругой. Могила находится на Новодевичьем кладбище.