Как найти хорошую жену и матушку
Как найти жену, с которой счастливо проживешь всю жизнь? На какие критерии должны опираться будущие священники при выборе матушки? Ведет ли взаимная воцерковленность к семейному счастью? На эти вопросы семинаристов из Коломны ответил протоиерей Максим Козлов, причем сделал это так, что присутствующие сразу разобрали его советы на цитаты.
Архипастыри приходят и уходят, а жена остается!
Разводы не только в православных, воцерковленных, но и даже священнических семьях – сейчас большая проблема. В 80-е в духовные школы поступали не сразу после школы, а как минимум после армии. Многие приходили в 25, в 30 лет, средний учащийся был сильно старше, чем сегодня, когда большинство семинаристов – выпускники школ (т.е. заканчивают семинарию в 22-23 года). Прямо скажем, тут в отношении духовного руководства, душепопечения, умудренности жизненным опытом говорить особо не приходится. Да и для создания семьи этот возраст – скорее начальный, чем итоговый, но выпускнику семинарии нужно определяться. Некоторым даже говорят: женись или постригайся, а то Церковь тебя пять лет учила, а ты теперь штаны протираешь.
|
Встреча коломенских семинаристов с о. Максимом Козловым в Татьянинском храме |
Но! Какие бы не возникали проблемы практического плана и даже если «архиерей рассердится» – нельзя жениться, чтобы сделать приятное архиерею. Ведь жить тебе всю жизнь – не с этим архиереем, а с этой женой. Архипастыри по возрасту и священноначалию приходят и уходят, а эта женщина с вами остается навсегда! Так что лучше проявить твердость характера. Взаимная воцерковленность = семейное счастье?
В этом смысле семинарист ничем не отличается от обычного парня – точно так же может ошибиться. А уж если исходить из принципа «все равно на ком, главное – к сентябрю», то в этой лотерее редко выигрывают суперприз.
Кстати, на приходе совсем другая проблема: у нас на пять девушек – один молодой православный человек, более или менее нормальный, такой, чтобы его можно было рассматривать в качестве потенциального супружеского употребления. Я не имею в виду тех специфических людей, которые будут мальчиками до 55-и и сзади которых развевается хвост.
Теперь вопрос о критериях. Является ли взаимная воцерковленность достаточным основанием для семейного счастья? Нет, конечно! Потому что если бы на этом основании образовывался больший или меньший мир или рай на земле, то православные государства XV или XIX столетий давали бы нам образец такого райского существования. Ощущали ли жители Византии XIII столетия или России XVIII-го себя в раю? Даже если нам кажется, что тогда было ОЧЕНЬ хорошо, – то явно беспроблемным их существование не было. Взять и русскую классическую литературу о жизни людей в XIX веке. Ни Евгений Онегин, ни Родион Раскольников не жили без проблем. Да и реальных людей тех времен многое в жизни не устраивало, даже с нахождением невест бывали проблемы, несмотря на всеобщую воцерковленность населения.
Карга, читающая акафист
Нужно просто искать хорошего человека! Потому что если человек хороший, то она за своим верующим женихом, а он за своей воцерковленной невестой – потянется. У хорошего человека душа к Богу открывается, может быть, не всегда сразу. А вот если он воцерковленный, но плохой, то исправить его тем более сложно. Бывает, что она – карга, несмотря на то, что читает акафисты! Вот если невоцерковленная начнет читать акафисты – то шанс на исправление есть, а здесь нет даже этой возможности.
Если вам нравится мама, крепко держитесь за руку дочери!
Есть два конкретных, старых, но хороших совета. Первый: когда выбираете невесту, посмотрите на ее маму. И спросите себя: «Я хочу жить с такой женщиной через 25-30 лет?» Если ее мама вызывает у вас симпатию, это сильный довод (пусть не безусловный) довод в пользу вашей избранницы. Ведь, как правило, дочь будет похожа на мать. Не сейчас, когда она молодая, славная и к вам очень расположена. Но лет через 25 – обязательно. Если вам нравится мама, то крепко держитесь за руку дочери!
Второе: посмотрите, как ваша избранница общается с родителями. Не при вас – в неконтролируемой специальными усилиями обстановке. Точно так же она будет общаться с вами через некоторое время. И если любовь, уважение, умение себя сдержать, почтение к родителям имеют место, то, значит, она сумеет так общаться и с мужем.
Ну а если через пару недель знакомства будет рассказывать, какие родители плохие, как они ее не понимают, если вы услышите, как она говорит в телефон: «Ну все, мам, иди ты! У меня тут важный разговор!» ( – с вами!) – то бегите. Ведь пройдет немного времени, и она с другими будет разговаривать, а с вами именно таким образом разговор заканчивать. Это очень надежный критерий.
Семья – не трудовая артель
И еще одно. Когда я сейчас читаю, как наши молодые батюшки пишут о семье, у меня складывается впечатление, что они говорят о создании трудовой артели по решению демографической проблемы. Два упертых человека встречаются правильным образом, чтобы помочь президенту Путину решить проблему рождаемости, больше им ничего друг от друга не нужно. Но – уверяю вас – семья – это союз мужчины и женщины, по образу союза Христа и Церкви, не нужно сводить ее только к демографии. По милости Божией, это такая тайна, которая «велика есть», и в которой столько всего скрывается, что не нужно ее так упрощать.
Твоя избранница должна тебе нравиться
Супружеские отношения допустимы только ради деторождения?
В ветхозаветные времена главной целью брака было продолжение рода. Оно и понятно, ведь ждали рождение Мессии. Если у супружеской пары не было детей, то это был позор. Считалось, что так Господь проклинает супругов за грехи. Даже праведным Иоакиму и Анне пришлось долгие годы терпеть презрение и насмешки окружающих, пока в глубокой старости у них не родилась Пресвятая Богородица.
С приходом Иисуса Христа взгляд на брак меняется. Цель — единство двух сердец, двух душ, двух тел и их общая любовь в Боге и к Богу. Апостол Павел сказал:
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор. 7:2).
Для лучшего понимания этого библейского текста обратимся к толкованиям святителя Иоанна Златоуста:
«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Не сказал <�Павел>: для деторождения… Да не искушает, говорит, вас сатана… Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени»
(13, ч. 2, §19);
Итак, интимные отношения между супругами естественны, одобряемы Церковью и являются необходимым условием существования здорового и счастливого брака. Но, осознав это, нельзя впадать и в другую крайность – возводить секс на главенствующую позицию в семье.
«Мы знаем много всевозможных случаев, когда любовь вырождается, когда секс господствует. Это и есть разделение. И тогда получается карикатура на любовь… Любовь как глубочайшее влечение человека к человеку освящает эрос. Если эротика отделяется от любви, получается голый секс, который унижает человека. Секс не должен существовать без любви».
Протоиерей Александр Мень.
На опасность зацикливания на интимной стороне барка указывает и игумен Нектарий (Морозов) в своей книге «Таинство длиною в жизнь»:
«Но если в союзе люди концентрируются лишь друг на друге и всю надежду возлагают лишь друг на друга, то это рано или поздно приведет к опустошению, деградации чувства. Человеческие отношения через какое-то время оказываются исчерпанными, если за ними не стоит вечность. Почему иногда по-настоящему любящие люди спустя годы совместной жизни наскучивают друг другу, осознают, что уже не сближаются, как прежде, а отдаляются? Потому что они упираются в потолок в своих человеческих отношениях. А любовь — суть явление Божественное. Если же люди помнят о Том, Кто вложил чувства в их сердца, то совместная жизнь становится постоянным раскрытием этого удивительного дара».
Какими должны быть супружеские отношения в идеале говорит митрополит Антоний Сурожский. Он приравнивает телесный брак к таинству, к самой Евхаристии:
«Надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей – не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему. И телесный брак, тоже по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих».
Православная Церковь подчеркивает, что сексуальное удовлетворение в браке должно быть не самоцелью, а средством сделать любовь между мужем и женой полноценной и крепкой. Это итог полной духовной и душевной близости и телесного слияния.
Нет права на ошибку
К выбору будущей жены священники относятся весьма ответственно, поскольку они имеют право жениться только один раз в жизни. Протоиерей Вадим Шапран отмечал, что в случае смерти матушки в стародавние времена батюшка был обязан уйти в монашество, однако позже церковнослужители разрешили священникам оставаться в белом духовенстве без возможности повторного брака.
Если же по роковому стечению обстоятельств овдовевший служитель культа во второй раз находит даму своего сердца, то перед ним обязательно встаёт выбор: сан или личное счастье. Избрав новую спутницу жизни, он, безусловно, лишается сана, и переходит в разряд мирян.
В отличие от прихожан батюшки могут развестись с неуживчивой женой, только если она была уличена в измене. При этом второй попытки создать счастливую семью у попа не будет. Именно поэтому священники, узнав о предательстве супруги, не расторгают брак, а продолжают жить с ней как с сестрой, помогают друг другу по хозяйству, но не имеют интимных отношений.
Требования к невесте
Жена священника должна отличаться высокими морально-нравственными устоями. Прежде всего, она должна быть целомудренной, и не иметь интимных отношений до венчания. В православном семейном союзе и муж, и жена должны соблюдать телесное воздержание до первой брачной ночи, чтобы после принадлежать лишь друг другу.
Именно поэтому в качестве невесты никогда не рассматривается разведённая дама, вдова или женщина с ребёнком, если конечно, в дело не вмешиваются крайние обстоятельства, при которых патриарх в редчайших случаях может дать добро на скрепление отношений брачными узами.
Будущая матушка должна быть покладистой и во всём слушаться мужа. Имея право на выражение собственной позиции, она, обязана находить компромисс, который не будет противоречить решению мужа. Матушке надлежит проявлять смирение и благочестие в отношении мужа-священника.
По словам протоиерея Валентина Цешковского, жене, безусловно, необходимо быть готовой к трудной церковной жизни, к соблюдению постов, постоянным молитвам и воспитанию детей в истинной вере.
Матушка должна следовать за мужем в любой уголок планеты, куда его отправят поднимать приход, поскольку священник является солдатом религии, готовым служить, там, где велит всевышний.
Протоиерей Вадим Шапран отмечает, что в старину супругами представителей белого духовенства не могли стать актрисы, поскольку их деятельность рассматривалась, как одна из разновидностей проституции. Однако в наши дни подобных ограничений по профессиональной сфере не существует, но в любом случае деятельность супруги не должна компрометировать мужа-священника.
Место встречи
Найти свою половинку будущие батюшки могут где угодно, но основным местом средоточия невест для них являются семинарии, в которых помимо мужского отделения, имеются иконописная и регентская женские школы. Последние создаются помимо всего прочего и для того, чтобы, не отрываясь от учебы, молодые люди могли присмотреться к воспитывающимся по всем канонам православия барышням, желающим создать крепкую семью со священнослужителем.
Раньше главной школой попадей были епархиальные женские училища, в простонародье именовавшиеся епархалками, где в основном получали образование дочери попов и дьяконов.
Девушки в этих учреждениях добровольно проходили подготовку к тяжёлой роли жены священника со всеми вытекающими из этого последствиями.
В наши дни мечтающие связать себя узами брака с семинаристами девушки являются частыми гостьями деревенек вокруг Сергиево-Посадской Лавры, где местные старушки помогают скромным барышням знакомиться с застенчивыми молодыми служителями.